Книга итальянки Паолы Чони, директора института культуры Санкт-Петербурга, – это оригинальное исследование, посвященное месту Горького в истории XX века. Автор изучала редкие документы, в том числе и неопубликованную переписку, которая хранится в архивах Италии и России.
Рецензент книги Паолы Чони доктор исторических наук Е.С. Токарева отмечает: «Судьба Горького, утверждает автор, это судьба литератора, который не видел свое художественное творчество вне общественной и политической ответственности. "Феномен Горького" и в историческом контексте и в современных дискуссиях отражает состояние социума и общественного сознания, которое к нему обращается».
Максим Горький прибыл в Италию из Нью-Йорка в октябре 1906 года и сразу поселился в неаполитанском отеле Vesuvio, где жил под фамилией Пешков. Спустя месяц Горький отправился на Капри – там он прожил семь лет, до 1913 года.
Горький был не просто популярен в Италии – ему в буквальном смысле поклонялись.
Известие о его приезде сразу же облетело Неаполь. В отель к Горькому ринулись журналисты – все дни, что писатель провел в Неаполе, они не давали ему ступить и шагу. Вечером из-за появления Горького с женой в театре Politeama пришлось даже прервать спектакль.
Пожалуй, известие о приезде «символа революции», как окрестили Горького итальянские журналисты, не обрадовало только власти – они сразу же установили слежку. Уехав на Капри, писатель все-таки начал вести более-менее спокойную жизнь, посвящая время литературному труду, прогулкам и рыбалке. Именно там, на Капри, Горького навещал Ленин.
В 1913-м Горький завершил цикл рассказов «Сказки об Италии», после чего вернулся на родину. В Италию Горький еще приедет – после Октябрьской революции писатель снова подался в эмиграцию, и в 24-м оказался в Сорренто.
С 1928-го, как утверждают источники, Горький живет на две страны: приезжает в СССР в теплое время года, а зимой снова едет в Сорренто – и возвращается на родину окончательно только в 1933-м.
В 2018-м году, 150-летия со дня рождения писателя, в Сорренто появился памятник Горькому, созданный скульптором Александром Рукавишниковым.