После 13-летнего перерыва Lada возвращается на рынок Великобритании. Как сообщает ВВС, АвтоВАЗ со своим французским партнером Renault совместно приняли решение вывести на британский рынок новую, усовершенствованную модель Lada в качестве «кризисного джипа». Предполагается, что машина поступит в продажу по цене 5 тысяч фунтов, то есть около 8 тысяч долларов, и будет специально предназначена для затянувших пояса англичан.
Вице-президент британского филиала Renault Стив Норман считает, что новая Lada должна появиться в продаже в Соединенном Королевстве примерно через два года. «Британский рынок был одним из немногих, где «Лада» имела успех. Я уверен, что настало время вернуть ее», - говорит он.
Британские СМИ с юмором оценили второе пришествие российского бренда на авторынок Королевства. «До сих пор в Британии, когда в мужской компании задается вопрос «а на чем ты нынче ездишь?», водителю Lada можно только посочувствовать. Нелегко признаваться в том, что ты владеешь автомобилем, породившим такое количество острот», - пишет ВВС.
Тем не менее, во времена СССР Lada пользовалась в Британии огромной популярностью: с 1977 по 1997 годы там было продано 350 тысяч автомобилей. При этом, прежде чем попасть в автосалон, все они сначала проходили через сервисный центр в графстве Йоркшир, где машины адаптировали к вкусам британского потребителя и требованиям закона. Меняли советские колеса и решетку радиатора, придавая им более благообразный вид, добавляли стереосистему, а в крышу врезали стеклянный люк.
В золотые годы «ладомании» через сервисный цент еженедельно проходило до 300 автомобилей. В Великобритании по сей день существует по меньшей мере два официальных фан-клуба Lada.
Все прекратилось в 1997-м: советский автомобиль исчез из британских автосалонов. Не только потому, что российская автомобильная промышленность переживала глубокий кризис, но и потому, что машины, уже довольно устаревшие в техническом плане, не удовлетворяли новым европейским ограничениям на выброс углекислого газа.
Тогда-то и стали появляться теперь уже классические британские шпильки. «Как бы вы назвали Lada на вершине холма? Чудо! А Lada с люком в крыше? Мусорный контейнер!».
Эксперты скептически оценивают возвращение Lada. Автообозреватель, пишущий под псевдонимом Честный Джон, не оставляет от советского автомобиля камня на камне. «Единственный плюс этого автомобиля в том, что к нему прилагается офигительный набор отверток», - издевательски замечает журналист.
Экономист Дэниэл Бен-Ами, автор книги «Феррари для всех», склонен с ним согласиться. «Lada была наглядной демонстрацией того, насколько низким было качество потребительских товаров в Советском Союзе. Там могли запустить спутник в космос, но не могли сделать автомобиль, который смог бы нормально ездить по земле», - считает он.