Мыс Флигели
Ansgar Walk / https://commons.wikimedia.org/

Мыс Флигели

Мыс Флигели — это островная часть, которая принадлежит России, но открыта австрийским полевым отрядом. Событие произошло 12 апреля 1874 года, когда Юлиус Пайер организовал второй санный поход. Европейский географ назвал мыс в честь австрийского картографа, Августа фон Флигели, руководившего венским военным институтом. Остров располагается на архипелаге Земли Франца-Иосифа.

История происхождения и описание мыса Флигели

Мыс является самой северной точкой Российских владений и Евразии. Относится к землям Архангельской области, находясь на 81 параллели, проходящей по северной поверхности земного полушария. От Северного полюса остров отделяют какие-то 900 км. Такое расстояние куда меньше, чем если добираться до материковой суши. Мыс считается самой северной координатой на европейской суше: 81°85' северной широты и 59°11' восточной долготы.

На его территории нет жилых построек, а вокруг лишь Баренцево море, льды и то, что осталось от прошедших экспедиций. 2003 год стал знаковым: тогда на мысе поставили деревянный крест в память о погибших тут полярниках. Про мыс говорят, что он является той географической точкой, про название которой просто обязан узнать любой российский гражданин. Это связано не только с тем, что мыс — крайняя точка Европы и России, но и с тем, что он имеет удивительную историю открытия, географию, уникальную флору и фауну.

Самая северная точка страны — архипелаг Земля Франца-Йосифа, который состоит почти из двухсот больших и малых островов. Про то, что они существуют, говорил еще сам Ломоносов. Правда в те времена государство не нашло денег на финансирование экспедиции. Что же касается самого крайнего острова на севере архипелага, то им является остров Рудольфа. Это именно та территория, где в северо-восточной области и раскинулся мыс под названием Флигели.

Сегодня эти земли считаются территорией Приморского района Архангельской области. Но когда-то было совсем не так, да и открытие принадлежит совсем не российской экспедиции. В 1873 году австрийцы Пайер и Вейпрехт отправились во второй на их счету поход. И стали счастливчиками, первыми попавшими на неизведанные земли. Это открытие случилось в апреле следующего года, в ходе которого архипелагу присвоили название в честь австрийского императора — принца Рудольфа.

А мыс отныне стал именоваться в честь австрийского географа и картографа. По началу ученые выстроили предположение, что островная территория Рудольфа — это не крайняя точка, есть территория севернее. Однако следующая экспедиция от 1900 года доказала обратное — дальше нет земель. 1932 год стал известен тем, что на острове ввели в эксплуатацию метеорологическую станцию, законсервированную уже спустя год.

Вновь заработать ей пришлось только в 1936 году. А позже рядом с ней возвели аэродром. По прошествии нескольких лет станция пару раз переносила консервационные периоды. И к 1995 году была окончательно закрыта. Прошло много времени, прежде чем человек снова побывал на мысе. Это стали люди с атомного ледокола «Ямал», которые отправились на мыс, чтобы исполнить желание последнего русского царя Николая II.

Делалось все ради того, чтобы установить крест из лиственных пород. Масса сооружения составила 300 кг. При жизни царь мечтал защитить границы страны православным крестом. Его желание начали реализовывать только в 2003 году, выбрав для этого мыс Флигели. Мастера сделали табличку, на которой заранее выбили дату установки. Надо отдать должное, что крест возвели в точно в указанные ранее даты.

По большей части из-за своей удаленности архипелаг исследовался сложно и медленно. До 2019 года ученые полагали, что он состоит из 191 острова. С появлением спутников нашли ещё 40 новых островов. Так как мыс — самая северная точка, то практически всю территория занимают ледники. И все же льдам свойственно сползать с острова в море, в процессе образовывая айсберги огромных и устрашающих размеров.

Невзирая на то, что мыс — Архангельская территория, тут не найдешь жилых построек. Все, что есть на этой земле, а это: завораживающие скалы и ледники — созданы матушкой-природой. Для установки вышеупомянутого креста в 2003 году понадобились два вида тяжелой техники. Первый — ледокол «Ямал». Второй — вертолёт. При помощи этого транспорта разборные части креста перевезли на ледниковую землю.

Когда все было готово, провели молебен в память некогда погибших ученых-полярников и во славу сегодняшних географов. Некоторые склонны полагать, что Николай II хотел установить подобные кресты по всем границам Империи. Правда мечта царя осуществилась лишь в единственном экземпляре и почти через 100 лет. Сегодня крест — символ границ и напоминание про нелегкую долю полярников.

Мыс практически целиком покрыли льды, толщина которых в некоторых участках достигает 500 метров. Во время таяния глыбы превращаются в водопады. Когда-то думали, что слой изо льдов статичен или имеет прирост. Последнее исследование опровергло эту теорию, доказав, что за год потери ледяного слоя достигают 3,4 км3. По последним подсчетам, если такая скорость сохранится и дальше, лед полностью исчезнет примерно через 300 лет.

Еще в 1763 году Ломоносов, занимавшийся отчётами путешественников, дал предсказания по ходу движущихся ледяных масс. Ученый выдвинул гипотезу, что есть земля, удерживающая силу этих ледяных глыб. Годами позже с этими выводами согласились и другие исследователи из России, которые планировали экспедицию 1871 года. Увы, но проекту не было суждено состояться, ведь государство не предоставило средств на его развитие.

По официальным данным, первооткрывателями мыса считаются ученые из совместной венгерско-австрийской экспедиции от 1874 года. Есть мнение, что это произошло случайно в тот момент, когда их паровую баркентину льды снесли до ранее неизвестного никому архипелага. Удивительно, но до этих дней моряки больше 12 месяцев находились в неуправляемом дрейфе.

Спустя 100 лет в честь легендарной экспедиции австрийская сторона выпустила почтовую марку. На ней изображается героическое судно, зажатое льдами. Уже через пару десятков лет аналогичную издает и Венгрия. Ровно через столько же и Россия. Мыс и архипелаг не сразу стали считаться русскими владениями. Права за Россией долгое время не признавались. И лишь в 1901 году пришедшие сюда ледоколы поставили на береговой территории русский флаг.

В следующий раз русские приехали в 1914-м, навсегда закрепив свои права на владение. При этом архипелагу уже не раз хотели дать иное название. Первый раз думали величать его Землей Романовых. Когда прошла революция, то Землей Кропоткиных или Нансена. Однако все, что предполагалось, не нашло поддержки. Австрийцы долго не признавали мыс крайней точкой. Лишь после доводов экспедиции 1900 года они смирились — за мысом лишь бескрайний океан.

В 1914 году на острове умер исследователь Седов, направлявшийся к Северному Полюсу. Несчастье произошло в тот момент, когда его корабль решил перезимовать в одной из бухт архипелага. Сам Седов не захотел стоять на одном месте и предпринял попытку преодолеть оставшийся путь при помощи собак в упряжках, но так и не смог достигнуть конечной точки. В итоге группа была вынуждена вернуться на судно уже без него. Захоронение Седова на сегодняшний день является самым северным.

Как добраться до мыса Флигели

Добраться до мыса возможно на ледоколе под названием «50 лет Победы». Пока это судно является одним из самых внушительных по габаритам, что когда-либо существовали. Корабль относится к категории арктических атомоходов, поэтому может пересекать ледяную гладь с толщиной слоя до 2,8 метров. Девять лет тому назад данный ледокол стал участником эстафеты и передал Олимпийский огонь.

Тогда за один раз было поставлено несколько рекордов. Первым стало появление факела на Северном полюсе. А вторым то, что ледокол оказался самым скоростным, который достиг конечной цели в условиях полярной ночи, причем потратил всего 91 ч. 12 мин. Стоит отметить, что корабль отходит от мурманского порта. Его маршрут затрагивает архипелаг, а если есть возможность и желание, то предлагается собрать организованную группу.

Такой компанией посещение этих чудных мест всегда веселее и увлекательнее. Надо сказать, что лишь самые упорные и выносливые туристы смогут посетить эти места. Мыс находится там, где неподготовленному человеку будет физически сложно. Поэтому стоит запастись и терпением, и специальной экипировкой. Только тот, кто поставил перед собой непоколебимую цель, сможет осуществить такое путешествие.

Когда лучше посетить мыс Флигели

Посетить мыс конечно лучше всего летом. Ведь даже круизные рейсы, которые проходят на ледоколе, совершаются исключительно в летние промежутки времени. Длится это с июля по август. Именно в это время здесь наступает так называемый полярный день, поэтому взору доступны все прелести северного региона в круглосуточном режиме. Сам же ледокол регулярно отправляется на земли Северного полюса.

Продолжительность круиза не составляет более 12-13 суток. Что касается климатических условий, то практически от и до мыс покрыт ледниковыми отложениями. Единственная растительность на острове — лишайники и мхи. В месяцы с октября по апрель длится полярная ночь. Климат отличается высоким процентом влажности, а морозы достигают температурной отметки в -40 °C.

Что нужно знать туристу при посещении мыса Флигели

Таким образом, здешним условиям характерны суровость, порывистые и шквалистые ветра, которые достигают скорости до 60 м/с. Такие порывы не замечают на пути преград, поэтому несутся, создавая снежные покровы удивительных форм, будто в ожившей сказке. Здесь примерно 300 дней, а может и более того, земля покрыта толстой плотной коркой из снежного покрывала.

Снег не тает даже в летнее время. Толщина ледяного настила — 500 метров. Температурные показатели за год из средних расчетов колеблются от -12 до -14 °C. Несмотря на суровый климат, на мысе множество микроорганизмов и живых существ. Например, белые медведи, тюлени, песцы, моржи и другие обитатели, а также такие удивительные животные, как морские зайцы. Из птиц здесь встречаются белые чайки, люрики и прочие пернатые, которые галдят на птичьих базарах.

Интересно, что у тех водопадов, которые хаотично здесь возникают при таянии льдов, нет названий. Связана такая несправедливость с тем, что у них нет и постоянного места возникновения. После того, как кратковременные оттепели заканчиваются, ледниковые воды снова замерзают. Посмотреть на водопады на мысе можно только в летний период, когда температура достигает минимальной отметки.

Что еще посмотреть в окрестностях мыса Флигели

Чтобы помочь путешественникам добиться желаемого, была создана экспедиционная команда «Русская Арктика». С ее помощью каждый своими глазами может понаблюдать за полярными широтами, куда можно попасть лишь по морю. Помимо мыса обязательной точкой посещения можно считать и военно-воздушную базу, которая была здесь построена в 1947 году.

Некогда развернутая и заброшенная здесь сеть противовоздушной обороны также оставила после себя кое-что для просмотра. Это порядка 250 тысяч бочек, содержащих мазут, нахождение которых ставит архипелаг на грань экокатастрофы. И даже такой факт не мешает мысу считаться одним из самых необычных вариантов туризма. Ведь с его территории рукой подать до Северного полюса.

Тут можно понаблюдать за нетронутыми человеком природными уголками, тысячами столетий скрывающимися под многометровыми ледяными массами. Одним словом, мыс Флигели — уникальный и амбициозный маршрут. Несмотря на суровые условия, которые создают преграды для туристов, сегодня его посещение стало уже не мечтой, а живой реальностью.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Как попасть в Лондон без визы?