Большую кольцевую линию метро полностью открыли для пассажиров в марте 2023 года. Пока названия новых станций звучат непривычно: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон»… Рассказываем, что такое БКЛ, и знакомим вас с самыми красивыми станциями новой линии.
Большая кольцевая линия – крупнейший в мире проект строительства метро: 31 станция и 70 км путей. Полный оборот по кольцу занимает около полутора часов.
Решение о строительстве второго кольца метро в Москве было принято еще в 2011 году. Проект был полностью реализован за 11 лет.
Большая кольцевая линия соединила существующие и перспективные радиальные направления метро на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой, что позволило значительно сократить время на поездки для миллионов жителей и гостей столицы.
Большинство станций БКЛ расположено на небольшой глубине. Самой глубокой и при этом самой сложной в строительстве оказалась станция «Марьина Роща» – она расположена на глубине 70 м.
При строительстве использовались передовые технологии: например, особые LVT-шпалы, поездки по которым тише, чем по обычным.
Кроме безопасности и функциональности, московский метрополитен отличается уникальным оформлением каждой станции.
Создание дизайна станции метро – тщательная работа, так как требуется не просто нарисовать картинку, а сделать так, чтобы пассажирам было удобно пользоваться станцией десятки лет. У каждой станции БКЛ – уникальный облик. Дизайн семи из них определили в ходе международных архитектурных конкурсов, в которых принимали участие лучшие архбюро. В итоге,после открытия, некоторые архитектурные детали станций сразу попали в объективы фотографов, а за самые красивые станции БКЛ проголосовали москвичи на портале «Активный гражданин».
«Марьина Роща»
Дизайн станции «Марьина Роща» определил международный архитектурный конкурс. Победитель – архбюро AI-Architects.
Колонны на платформах напомнят пузатые фарфоровые чайники, а вестибюль украсили шары диаметром 2,5 метра. Результат – «Марьина Роща» заняла первое место в голосовании на самую красивую станцию на портале «Активный гражданин».
А еще на самой глубокой станции БКЛ стоит обратить внимание на гигантские эскалаторы. Их длина – 130 м. Раньше рекорд принадлежал станции «Парк Победы» и 127-метровым эскалаторам.
«Рижская»
Вторая станция глубокого заложения на БКЛ. Сразу после открытия эта станция стала местом паломничества для фотографов, художников и блогеров. Арки на «Рижской» напоминают порталы в иное измерение. Всего арок 16, их украшает подсветка. В остальном дизайн новой станции – это старая-добрая классика, которая так нравится москвичам и туристам: гранит, много пространства, удобные скамейки для пассажиров. По результатам голосования на «Активном гражданине» «Рижская» стала второй.
«Нагатинский Затон»
Архитектурный облик станции был определен в ходе международного архитектурного конкурса в 2018 году. Его победитель – мастерская Za bor. При выходе пассажирам открывается вид на Москву-реку. Дизайн у станции, которая заняла третье место в голосовании москвичей на «Активном гражданине», тоже очень «речной»: стены украшают огромные изображения рыб в технике мозаичного панно. Это не просто случайные картинки: такие рыбы действительно обитают в московских реках.
Панно видны пассажирам даже из вагонов.
«ЦСКА»
Дизайн станции радует фанатов «ЦСКА», да и просто всех любителей спорта. На алюминиевых панелях пассажиры видят не только футболистов, но и парашютистов, конников и парусников. Весь дизайн выполнен в фирменных цветах «ЦСКА»: красном и синем.
На платформе установлены четыре бронзовые скульптуры: лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М.Б. Грекова.
«Сокольники»
Декоративно-художественное оформление станции БКЛ «Сокольники» посвящено строительству первых станций столичной подземки: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов 1930-х годов. Кроме того, в интерьере станций использованы портреты реальных метростроевцев.
Из станции можно легко попасть в одноименный парк.
«Мичуринский проспект»
Главное в дизайне этой станции БКЛ – необычный свет. Часть панелей сделана из специального светопрозрачного материала, а стекло подсвечивается светодиодными лампами. Другая часть панелей – из стали, которая красиво мерцает в полутьме.
Световые инсталляции на потолке украшают китайские иероглифы, символизирующие дружбу. Москвичи назвали «Мичуринский проспект» самой красивой станцией метро, открытой в 2021 году.
«Новаторская»
Будете на «Новаторской» – обязательно обратите внимание на потолок, который напоминает языки пламени или огненные фонари. Они сделаны из стекла – раньше этот материал для потолков в метростроительстве не использовали. По задумке, дизайн вызывает ассоциации с солнцем, новыми идеями и яркой энергией.
«Аминьевская»
В основе дизайна станции лежит морская тематика: волны-барханы, маленькие светильники, гладкость, плавность, четкие линии – таким стал дизайн станции, которая разгружает южную часть Арбатско-Покровской и Сокольнической линий. Вскоре на «Аминьевской» будет пересадка на новую платформу МЦД-4 и перемещаться в этой части города станет еще проще.
«Проспект Вернадского»
Дизайн станции выполнен в стиле хай-тек. Световой узор на полу, теплые оранжевые стены, колонны, цветное стеклянное ограждение – новая станция «Проспект Вернадского» получилась, с одной стороны, очень яркой, с другой – технологичной и современной.
«Воронцовская»
Полоток «Воронцовской» украшает изображение Млечного Пути, а в отделке использовали кварцевый агломерат, искусственный камень, в котором почти не образуются трещины. Его при строительстве метро применяют впервые.
Космическая тема в оформлении возникла неспроста: рабочее название было связано с Калугой, где работал великий ученый Циолковский.
«Зюзино»
«Зюзино» также может похвастаться необычным потолком: его украшают алюминиевые пластины со светильниками, похожие на пчелиные соты. Дизайн стен тоже напоминает о пчелах: в оформлении использованы желтые, черные и светлые оттенки.
А вот в Париже, при очень густой сети метрополитена (город относительно небольшой - до 1 млн.человек) красотой стаций почти не заморачиваются. Как правило, платформа - посередине, единый объём с путями, стены - просто повторение тоннелей (со всеми коммуникациями). "Парадную" линию видел только одну - на Трокадеро (вид на Эйфелеву башню). И то - больше напоминает отделку общественного туалета кафельной плиткой. Зато линии метро - в 6 ярусов, входы - через 100 метров.
Причина такой насыщенности города метро - нет никакой возможности в рабочее время на автомобиле добраться до нужной точки. Либо пешком, либо в подземке. Париж с раннего утра до вечера стоит в мёртвых пробках.
А изменять исторический облик города никому в голову не придёт. И слава Богу!
За статью - спасибо автору! Рад, что от "типовых" станций, которые можно отличить друг от друга только по названиям, появляются оригинальные проекты! И современные, и очень красивые!
Для Мухосранска - шикарно! Для Урюпинска - клёво! Для Москвы -хм...