Литературная Британия
Литературная Британия
Александр Цыпкин, писатель

Александр Цыпкин, писатель

У человека, измученного советской спецшколой, утрамбовавшей в его достаточно малогабаритную голову весь англосаксонский иконостас, вопрос про британскую литературу вызывает подергивание глаза и желание выйти к доске.

Конечно, сразу хочется поразить общественность знанием всех слоев Улисс, потом вспоминаешь, что закрыл книжку через месяц стараний на пятой странице, а когда решаешь в Википедии прочитать по-быстрому содержание, чтобы рецензию набросать, оказывается, что автор некто Джойс, а не Марк Твен, как я думал, то есть не англичанин, а итальянец.

В общем, решил не лицемерить. Да, я более всего из британцев люблю Конан Дойля и Киплинга. Нет, даже не так. Они долее всех жили внутри меня после закрытия книги. Не факт, что им бы понравилось это соседство, и я старался их рассадить, но они все равно шумели и болтали. Есть о чем.

Оба, став чуть ли не лондонскими достопримечательностями, родились не в Лондоне. Эдинбург, Бомбей. Оба знали, что такое война. Потеряли на ней детей, служили в разных частях света, да и вообще писательство всегда было лишь частью их далекой от бесконечного счастья жизни. Тем не менее какая у них светлая и завораживающая литература. Сколько любви к жизни и ее поворотам. Удивительно, как в равной степени зачитываешься «Белым отрядом» в двенадцать и в сорок. Это же касается «Кима» или «Когда земля вскрикнула», не говоря уже про Шерлоков, Ватсонов и прочих Маугли.

На каждом этапе своего развития в произведениях этих авторов читатель находит какие-то вроде бы незаметные, но незаменимые винтики, которые сами знают, куда вкрутиться в твоем душевном механизме. И ведь все эти тонкие настройки внутри настоящих блокбастеров.

Ну а кто эти писатели, если не сценаристы самых ярких и запоминающихся фильмов каждого поколения? Могу ошибаться, но они одни из первых показали, что даже высокодуховная конверсия из блокбастера выше, чем из самого что ни на есть концептуального, но предназначенного для элитарной публики произведения. Сейчас я постараюсь привести пример именно из кино.

Вот пришла в голову режиссеру умнейшая мысль о бренности бытия и несколько ответов на вопрос, что с этим делать. Можно одним планом снять понятный и интересный пяти людям шедевр, получить признание интеллектуалов и ждать, что эти твои редкие зрители изменят мир. А можно свои мысли зашифровать в фильм понятный и интересный миллионам. Да, 80 процентов просто отлично проведут время, за что тоже лайк в карму, но 20 процентов-то расшифруют, и их же все равно будет в тысячи раз больше, чем зрителей кино не для всех.

Общеукрепляющий эффект для планеты в любом случае выше. По моему скромному и абсолютно обывательскому мнению, Конан Дойль и Киплинг, создав общепризнанные хиты, во-первых, в них заложили немало потайных дверей для сильновидящих, а во-вторых, привлекли внимание к другим своим работам, менее массовым, исключительным и по глубине проработки темы, и по богатству языка.

Поэтому каждый раз, попадая в Лондон, я сразу же беру в руки «Сталки и Ко» (кстати, Стругацкие именно из этого прозвища придумали Сталкера, вот ведь, а!) или «Бригадира Жерара», зачитываюсь и начинаю в самой столице Великобритании искать среди попсовых Тауэров и Биг-Бенов потайные двери. А они есть: доки на Темзе, деревянный эскалатор на Гринфорде, Королевский госпиталь в Челси и еще сотни других. Главное искать их с легким сердцем и в состоянии литературно-жизненного опьянения, которые дают великие и простые в своем величии Конан Дойль и Редьярд Киплинг.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?