Национальный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) планирует разработать оборудование для предоставления услуг широкополосной связи на борту самолетов через российские спутники.>
"В этом направлении активно развиваются наши конкуренты за рубежом, и мы хотим предложить подобный сервис, основанный на отечественной разработке, - пояснил газете «Известия» рассказал генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров. - Эти сервисы могут позволить нам задействовать труднопродаваемые ресурсы на тех аппаратах, точность удержания которых на орбите недостаточно стабильна. Поскольку мобильные станции, например, на самолетах или кораблях, как раз способны использовать сигнал такого спутника. Им все равно, стабильный он или болтающийся".
Спутниковая группировка ГПКС сейчас состоит из 13 спутников на геостационарной орбите, поэтому обеспечить связь они могут практически в любой точке земного шара. Отмечается, что пилотный проект по оснащению самолетов средствами связи через российские спутники планируется в следующем году. На корпус самолета устанавливается принимающая сигнал специальная антенна, которая не должна ухудшать обтекаемость самолета. Она ловит сигнал со спутника, который находится намного выше.
Дальше сигнал уже может подаваться в салон, где раздается как обычный Wi-Fi, пишет издание. Для обеспечения связи по всему маршруту от одной страны к другой авиакомпании заключают договор с «интегратором», который задействует одного или нескольких операторов связи. В мире есть несколько компаний, которые организуют подобную услугу. Например, компания OnAir (обеспечивает связь для нескольких самолетов «Аэрофлота») и Panasonic Avionics (обеспечивала связь для «Трансаэро»).
Генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник пояснил, что оснащение воздушных судов оборудованием для интернет-доступа — одна из самых горячих тем на рынке спутниковой связи во всем мире. После нескольких крупных катастроф ICAO (Международная организация гражданской авиации) разработала требования, по которым до 2020 года каждое воздушное судно должно быть оснащено оборудованием, которое мониторит самолет, и интернет нужен как раз для того, чтобы сигнал беспрерывно передавался на землю.
Около 20 000 дальнемагистральных самолетов сейчас не имеют интернета. Это огромный рынок, поэтому очевиден интерес к нему со стороны российских компаний. Все крупнейшие мировые операторы спутниковой связи, включая и ФГУП «Космическая связь», наперегонки ринулись в эту огромную нишу, отмечает издание.