Как открыть бизнес в Чехии

Россияне, переезжающие в Чехию, чаще всего занимаются ресторанным или отельным бизнесом. Другие открывают магазины, а кто-то покупает недвижимость, чтобы затем сдавать в аренду. О том, как открыть свое дело в этой стране, в рамках совместного проекта журнала EUROMAG и компании EVANS рассказывает руководитель отдела зарубежной недвижимости компании EVANS Александра Юрченко.

Открытие компании или покупка готового бизнеса в Чехии станет основанием для получения годовой бизнес-визы. Эта и другие приятные дополнения ждут любого, кто решился открыть свое дело в Чехии. Сюда можно отнести низкие затраты на содержание фирмы и реальную возможность заниматься бизнесом, возможность получения ипотеки на покупку недвижимости, низкую стоимость подготовки документов на ВНЖ при повторной подаче, возможность выехать всей семьёй по воссоединению. Также можно делать отчисления в пенсионный фонд и на медицинское страхование по низкой ставке. И появляется возможность получения ПМЖ через 5 лет.

Конечно, бизнес состоит не только из приятных моментов. Бывают и трудности, связанные с открытием компании, и риски, с которыми можно столкнуться, если не соблюдать все правила.

Сколько вносить

Процесс регистрации новой фирмы обычно длится от 4 до 15 рабочих дней в зависимости от вида деятельности. Существуют возможности регистрации различных структур: ООО, АО, АОЗТ, ФИЛИАЛ. Однако самой оптимальной и наиболее экономичной формой юридического лица остается ООО.

Необходимый минимальный размер уставного капитала ООО составляет 200 000 чешских крон (приблизительно 7 407 евро). При этом вклад каждого из членов общества не может быть ниже 20 000 чешских крон (740 евро) и должен быть делимым на 1 000 чешских крон (37 евро).

Каждые 1 000 чешских крон вклада в уставной капитал представляют один голос на общем собрании, если учредительный договор общества не предполагает иной способ.

Общество с ограниченной ответственностью может быть основано одним учредителем - как физическим, так и юридическим лицом. Но существуют определенные ограничения. Так, физическое лицо должно быть единственным членом не более чем в трёх ООО. При этом общество с ограниченной ответственностью не может иметь более 50 членов.

Компанию можно зарегистрировать по доверенности и без личного присутствия будущего владельца. В этом случае юрист дополнительно подготовит и вышлет каждому соучредителю необходимую доверенность, которую нужно нотариально заверить. Стоимость открытия фирмы обычно составляет порядка 2 500 евро.

Прежде, чем новая компания будет зарегистрирована в торговом реестре, для нее определяют вид предпринимательской деятельности.

Что любят россияне

Все виды деятельности, кроме некоторых специальных, регулируются лицензионным законом. То есть для осуществления той или иной деятельности необходимо получить лицензию — разрешение, выдаваемого местным предпринимательским ведомством.

Для получения соответствующей лицензии, к примеру, для занятия оптовой и розничной торговлей, необходимо заполнить соответствующие формуляры и заплатить административный сбор.

В определенных случаях, например, когда компания планирует заниматься производством специального оборудования или продажей специфической продукции, у компании должен быть полномочный представитель с образованием и опытом, отвечающим соответствующим требованиям.

Лица творческих профессий: художники, артисты и музыканты имеют право работать без лицензии. Правда, на практике россияне, переезжающие в Чехию в зрелом возрасте, чаще всего занимаются ресторанным или отельным бизнесом. Многие открывают магазины или приобретают на компанию недвижимость, которую затем сдают в аренду. Тем более что это не требует получения никаких специальных лицензий и процесс регистрации компании проходит довольно быстро.

Условно, процесс открытия компании в Чехии можно свести к следующим этапам:

1. Предварительный этап. Когда нужно подготовить все необходимое для регистрации компании. Определяется составом учредителей и кандидатура директора. Выбирается название компании и вид деятельности будете, а также готовится доверенность от учредителей.

2. Подготовка учредительного договора и подписание у нотариуса учредительных документов.

3. Предоставление справок о несудимости из России и Чехии.

4. Получение лицензий на определенный вид деятельности.

5. Внесение уставного капитала на предварительно открытый в чешском банке счет, который после завершения процесса регистрации просто закрывается.

6. Регистрация компании в торговом реестре.

7. Постановка на учет в налоговой инспекции в течение 30 дней после регистрации компании.

Риски

В Чехии компания считается работающей, если она раз в год сдает годовой отчет и у нее есть действующий юридический адрес. Для этого необходимо воспользоваться услугами бухгалтера, который будет регулярно сдавать годовой баланс и продлевать юридический адрес у его хозяина. Баланс может быть положительным, отрицательным или нулевым. Ни один из вариантов не является нарушением закона.

Будущему собственнику нельзя забывать и о различных налогах. Налог на прибыль фирмы в Чехии составляет 24%. Отчисление на социальное и медицинское страхование, взнос работодателя - 35% от общей суммы зарплаты.

Многие предпочитают покупать в Чехии готовый бизнес. С одной стороны, так значительно проще, поскольку многие бюрократические этапы прошли за вас. С другой – процесс покупки компании для инвестора связан с наличием многочисленных рисков.

Формально все риски можно свести к двум категориям. Первая – так называемые «очевидные риски». Здесь речь идет о мошенничестве. Например, о подделке финансовых документов или продаже чужой собственности. В этом случае нарушитель карается по закону. Вторую категорию можно было бы назвать «скрытые риски», поскольку они не являются столь очевидными и, главным образом, связаны с укрытием определенной информации или недостоверным ее изложением, введением покупателя в заблуждение (к примеру, касательно оборотов или годовой прибыли предприятия).

Необходимо всегда быть начеку и предварительно навести справки. Можно попросить продавца предоставить документы, подтверждающие его слова. Обязательно нужно тщательно определить все условия сделки и порядок взаиморасчетов, а также проверить, чтобы на компании не было долгов по кредитам. Но главное задать вопрос – «почему продавец реализует свой бизнес» - и попытаться на него ответить.