Где кризис, или две реальности Италии

Первые дни распродаж в Италии - срывается сумасшествие, наверное, как и в других странах Европы. Никогда не забуду свои первые скидки в Париже - вдохновили на написание лучшего материала за всю трехмесячную командировку. Но только в этом году в Италии - кризис!!! До недавнего времени, а, может, и до сих пор (с этими политиками не поймешь), плачевное состояние итальянской экономики представляло опасность для всей Европы, угрожая обвалить еврозону. Но пока итальянцы «обваливают» себя.

С нового года поднялись тарифы на газ и свет (от 2 до 5%), проезд по и так недешевым платным автомагистралям, главным транспортным артериям Апеннин (до 3%), цены на бензин пустились в бешеную гонку – на юге Италии стоимость литра высококачественного горючего перевалило за 1,8 евро, а это значит, что полный бак обходится почти в 1/10 средних местных зарплат (согласно статистике около 900 евро).

Грядет и подорожание проезда на общественном транспорте, особенно в Риме, где пока удавалось сдерживать цену билета на уровне 1 евро. Все это то ли результат последнего «финансового маневра» (уже нового правительства «спасителя Италии» Марио Монти), документа предусматривающего дополнительную экономию главным образом за счет поднятия налогов и сборов (урезать уже больше просто нечего – еще Берлускони сократил бюджетные расходы на 120 млрд евро), то ли нормальный прогнозируемый ход событий в сложившихся условиях – к полному обнищанию народа.    

Ассоциации потребителей и торговли говорят о значительном снижении покупательском способности: уже на празднования Рождества (святое) и Нового года потрачено на 20% меньше, чем в предыдущем году. Для стимуляции потребления  (и для туристов) в Риме продлили часы работы магазинов, сняв ограничения на обязательные выходные (что, кстати, вызвало серьезную полемику). Ожидается, что и на скидках расходы населения в среднем сократятся на 40%. А это значит, что торговцы не смогут сбыть товар, останутся в минусе, денежный поток прервется, экономика остановится – впрочем, и это нормально для кризиса и вполне предсказуемо.

Каждый день СМИ рассказывают страшилки всякие. Идут новости о самоубийствах на почве кризиса. Обезумевшие отцы семейств, часто единственные кормильцы, потеряв работу и впав в депрессию, убивают детей и жен, а потом кончают с собой. Разорившиеся предприниматели убегают от кредиторов (и банков) в прямом смысле слова в мир иной. Участились грабежи, бандитские налеты, убийства стариков, да и просто случаи проявления жестокости, даже по отношению к животным. Мрачно! Но… не верь глазам своим (ушам, телеку, радио, газетам).

Вера Щербакова

Вера Щербакова окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, там же защитила кандидатскую по культурологии. Вся профессиональная жизнь - 13 лет - связана с ИТАР-ТАСС. Корреспондент агентства в Италии с 2007 года. Время от времени звучит на радио, иногда на ТВ, пишет для журнала «Эхо планеты», снимает сюжеты для ТАСС-ТВ. В общем, старается соответствовать современному требованию  «мультимедийности» журналиста. Обожает Рим.

Все коммерческие центры в эти дни переполнены, парковку одного из самых больших на несколько тысяч автомобилей пришлось объехать несколько раз, чтобы найти свободное место (повезло – кто-то только что уехал). Большие магазины не справляются с нагрузкой – пробки выбивает!!! Не принимаются электронные платежи – столько людей одновременно пытаются по виртуальным проводам соединиться с банком.

Только смотрят?! Действительно, наибольшие толпы покупателей у дешевых марок. Но и «Кастель Романо» (самый популярный дизайнерский аутлет под Римом – в России известнее, чем Колизей.. шучу) не пустует. Возможно, уже то, что судорожно ожидают скидок – единственная возможность что-то приобрести, обновить гардеробчик (итальянцы модники, хотя качество их моды опять же из-за похудевшего кошелька скатилось до дешевого Китая), – свидетельствует о кризисе. Но кризисе общества потребления!!! Скажу банальность: это не кризис, вот в Африке, где жрать, пардон, нечего, это кризис, а в Европе до настоящего кризиса далеко. И пусть не пугают концом евро!

И еще. Тут одно телевидение бывшего Союза (не российское) обратилось за сюжетом – об «их» кризисе – «обесценивание евро, безработица, социальная нестабильность, демонстрации, протесты всяческие, акции, как люди выживают (или не выживают) и т.п.», одним словом, чем хуже, тем лучше. Ага, думаю, для «картинки»: бензоколонки с заоблачными ценниками, витрины магазинов с надписью «скидки 50-60%», а внутри никого, жалобы продавцов даже с рынков на то, что никто ничего не покупает, проигравшийся на бирже маклер-брокер, который распродает последнее имущество, чтобы расплатиться с долгами, какой-нибудь разорившийся бар или ресторан… Стоп! Все это, точь-в-точь я уже делала – для того же телевидения….три года назад! Так это кризис или обыкновенная стабильность?!