«Постепенное снижение показателей безработицы, постепенный рост зарплат, растущий объем инвестиций, а также тот факт, что Латвия уже второй квартал подряд становится самой быстрорастущей экономикой в ЕС, — все это говорит о том, что финансовый кризис преодолен», — сказал премьер-министр Валдис Домбровскис в интервью Русской службе Би-би-си.
Латвийский премьер говорит, что успех обеспечили как раз те меры, которые безуспешно пытаются внедрить в Греции.
Впрочем, далеко не все в Латвии разделяют оптимизм правительства. Экономисты указывают на высокий (более 16%) уровень безработицы, а также на то, что почти каждый десятый житель страны живет за чертой бедности.
Кроме того, росту может помешать нехватка квалифицированной рабочей силы, так как в результате кризиса страну покинули тысячи специалистов.
Белая ворона Евросоюза?
Отказаться от части доходов госбюджета, снизив налоги, предложило министерство финансов, которое на протяжении последних трех лет методично продвигало противоположную политику. Именно Минфин настоял в свое время на повышении налога на добавленную стоимость и подоходного налога.
Теперь предлагается, что уже в 2012 НДС будет снижен с 22% до 21%, а подоходный налог в течение ближайших трех лет сократится с 25% до 20%.
Целью снижения подоходного налога называют стремление уменьшить «риски структурной безработицы, а также процент теневой экономики». Налог на добавленную стоимость Латвия снижает для борьбы с инфляцией.
Поправки, утвержденные правительством, будут стоить госбюджету примерно 30 млн долларов в этом году и около 150 млн долларов в следующем.
Однако в правительстве уверены, что потери будут полностью компенсированы за счет роста ВВП.
«Сейчас Латвия находится в уникальной ситуации, потому что общая экономическая активность ЕС падает, а большинство стран переживает снижение кредитных рейтингов. Для нашей страны он, наоборот, повышен, — заявили Русской службе Би-би-си в латвийском Минфине. — Латвия диссонирует на общеевропейском фоне: в этом году нам прогнозируют самый быстрый рост экономики в ЕС».
Макроэкономические показатели действительно дают повод для оптимизма: за прошлый год ВВП Латвии вырос на 5,5%, в то время как эксперты прогнозировали рост в 3-4%.
Объем собираемых налогов увеличился на 16%, дефицит госбюджета сократился более чем в два раза, объем промышленности вырос на 8,5%, а розничной торговли — на 11,7%.
Что не может сделать Греция
Оптимизму латвийских властей не мешают ни проблемы Южной Европы, ни опасения относительно будущего всей еврозоны.
Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис совместно с шведским экономистом Андерсом Ослундом даже написали книгу — «Как Латвия преодолела финансовый кризис».
«Проведенные реформы оценены и на международном уровне — на финансовых рынках уже есть уверенность в стабильности страны, а исследование Всемирного банка Doing Business 2012 показало, что Латвия занимает высокую 21 позицию», — отмечает латвийский премьер.
По словам Домбровскиса, улучшение экономической ситуации стало возможным за счет сохранения курса национальной валюты и так называемой внутренней девальвации.
«Это [выход из кризиса] было сделано путем консолидации бюджета и структурных реформ, — сказал Домбровскис Русской службе Би-би-си. — Такой подход позволил Латвии за неполные три года превратиться из страны, больше всего пострадавшей из-за кризиса, в самую быстрорастущую экономику ЕС, где объемы производства и экспорта уже превысили докризисный уровень».
Упомянутая внутренняя девальвация стала возможной за счет масштабных сокращений расходов госбюджета — того механизма, который безуспешно пытаются запустить в Греции.
В начале мая специалисты Standard & Poor’s повысили рейтинг Латвии с ВВ- до ВВВ+. Впервые с начала кризиса в 2009 году рейтинг страны стал инвестиционным.
Международный валютный фонд, который в числе других организаций выделил Латвии кредит на общую сумму в 4,5 млрд евро, повысил прогноз роста ВВП страны на 2012 год до 3,5%.
В конце прошлого года прогноз, упомянутый в переписке между МВФ и латвийским правительством, составлял около 2,5%. Пессимизм был основан на потенциальных проблемах в еврозоне, однако до сих пор проблем удавалось избегать.
«Да, ЕС — наш крупнейший торговый партнер, однако мы зависим от региона меньше, чем другие страны, которые в него входят, — говорит экономист банка DnB Nord Banka Петерис Страутиньш. — Мы торгуем также с другими странами и Россией, а наши основные партнеры в ЕС — это, в первую очередь, Скандинавия и Германия, то есть, не те страны, которые сейчас переживают самые тяжелые времена».
Успешные, но бедные
Тем не менее, у латвийского правительства, равно как и у международных экспертов остается повод для беспокойства.
В своем последнем отчете о макроэкономической ситуации в Латвии МВФ обращал внимание на крайне высокий уровень безработицы и огромное количество людей, оказавшихся за чертой бедности.
В поисках работы пребывают 16,3% населения. Около 9% имеют статус малоимущих (то есть, получают менее 180 долларов в месяц), а средняя зарплата в конце 2011 года составила около 640 долларов при прожиточном минимуме в 350 долларов.
По словам экономистов, ситуация может измениться только по мере создания новых рабочих мест, что зависит от успехов латвийских бизнесменов на экспортных рынках, притока инвестиций и активности местных банков.
Впрочем, здесь могут возникнуть проблемы.
«На данный момент, уровень конкурентоспособности латвийских предпринимателей довольно слаб, — сказал Русской службе Би-би-си доктор экономических наук Улдис Осис. — В основном в Латвии производят товар с низкой или максимум средней добавленной стоимостью. На рынке таких товаров очень велика конкуренция, сложнее найти свою нишу, меньше возможностей для маневра».
При этом, отмечает Осис, в Европу вернулся кризис, и речь уже идет не только о нескольких странах Южной Европы. «Это свидетельствует о том, что в ближайшее время нельзя будет говорить об активном развитии», — полагает эксперт.
В случае Латвии, по мнению экономиста, нужно еще учитывать и такие специфические внутренние факторы, как огромные долги частного сектора и государства. «Ни частный сектор, ни государство не могут позволить себе расходы на развитие, а без этого невозможно никаких прорывов», — говорит Осис.
К тому же, отмечает эксперт, Латвию покинули многие квалифицированные специалисты.
«Уже сейчас предприниматели жалуются, что нет инженеров, нет технологов — значит, не может быть и инвестиций в технологии, их просто некому обслуживать, — заключает Улдис Осис. — Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы Латвия сделала какие-то экономические прорывы».