После официального запуска Brexit спокойно существовавший вне объективов камер и интереса СМИ Гибралтар стал одним из главных предметов спора между Лондоном и ЕС.
Сам Гибралтар готов был бы и дальше существовать в ситуации неопределенности, так как фактически все торгово-экономические связи были гарантированы членством в ЕС обоих участников конфликта. Тем не менее, формально Гибралтар находился под юрисдикцией Великобритании, что и поставило местные власти в тупик.
После запуска Brexit Гибралтар, фактически, должен следовать решениям Лондона, что может очень плохо сказаться на его экономическом положении, которое находится в полной зависимости от Европейского союза.
И ранее не раз заявлявшая о своих правах на Гибралтар Испания теперь решила призвать на помощь Брюссель. Евросоюз официально озвучал свою позицию - вмешиваться в конфликт еврочиновники не будут, но после запуска Brexit всецело поддерживают Испанию.
Сами власти Гибралтара также заявили, что будут рассматривать вопрос о проведении референдума с целью выхода из-под юрисдикции Лондона и вхождения в Евросоюз, либо как независимое государство, либо в составе Испании.
Все это развязало Мадриду руки и на днях военный корабль Испании «Инфанта Кристина» вошел в формально британские территориальные воды возле Гибралтара. Этот факт подтвердили местные власти.
«Незаконное вторжение в британские территориальные воды было осуществлено после полудня патрульным кораблем испанских ВМС «Инфанта Кристина», - говорится в записи, опубликованной в твиттере на странице правительства Гибралтара.
В свою очередь британская газета Daily Telegraph сообщала, что корабль ВМС Великобритании сопровождал «Инфанту Кристину» до тех пор, пока испанский корабль не покинул британские воды у Гибралтара.
Это вызвало очередную волну возмущения в Лондоне, который уже не раз вступал в спор с Мадридом по вопросу Гибралтара. От Испании британцы потребовали официальных извинений, на что Мадрид никак не отреагировал.
Ранее во вторник глава переговорной группы ЕС по Brexit Мишель Барнье призвал Великобританию сохранять спокойствие в связи с вопросом Гибралтара.
Отвечая на вопрос о том, считает ли он, что Гибралтар останется под суверенитетом Великобритании, он добавил: «С юридической точки зрения, Гибралтар покинет Евросоюз в то же самое время, когда его покинет Соединенное Королевство, - вот что я могу сказать».
Гибралтар находится под управлением Великобритании с 1713 года, однако Испания по-прежнему претендует на эту территорию. Между двумя странами регулярно возникают разногласия по поводу прав на рыболовство у берегов Гибралтара.
Объект конфликта занимает стратегическую позицию над Гибралтарским проливом, соединяющим Средиземное море с Атлантическим океаном, при этом являясь военно-морской базой НАТО.
Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. В 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром (но без Нормандских островов и острова Мэн).
C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.
На территории действует конституция, принятая на референдуме в 2006 году. Законодательная власть принадлежит королеве Великобритании Елизавете II и парламенту Гибралтара (18 членов, из которых 17 избираются населением на 4 года, а спикер назначается резолюцией Парламента).
Один из источников спора вокруг этих территорий — отсутствие соответствующих определений того, что на самом деле уступила Испания Великобритании. Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по-своему интерпретировать Статью X данного договора, согласно которой Великобритания владеет городом и замком Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами.
Власти Гибралтара, добивающиеся своего участия в переговорах Лондона и Мадрида, отвергают аргументы Испании, считая, что имеют право управлять всей областью, по линии границ которой стояли форты Торре-дель-Дьябло (Башня Дьявола) и Эль Молино, переданные Британии по Утрехтскому договору.
Кроме того, по их мнению, согласно международной практике XVIII века, все территориальные уступки происходили с учётом окружающей площади, эквивалентной длине двух пушечных выстрелов.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!