Человек недели: Евгений Никитин

Человеком этой недели журнал EUROMAG признал бас-баритона Мариинского театра Евгения Никитина, который в среду должен был стать первым российским певцом, выступившим на Вагнеровском фестивале. Но ему пришлось покинуть мероприятие из-за татуировки, сделанной еще в юности. Немцы разглядели в ней свастику.

Вагнеровский фестиваль, ежегодно проходящий в баварском Байрейте, не только один из самых знаменитых в Германии, но и старейший в Европе. Он был основан самим Рихардом Вагнером в 1876 году и до сих пор проводится в специально построенном для него по проекту композитора театре Фестшпильхаус.

В свое время в зале этого театра сидел Адольф Гитлер и вся верхушка нацистской Германии. Теперь тут же бывает Ангела Меркель: Вагнеровский фестиваль – одно из немногих мероприятий, где канцлер ФРГ появляется на публике вместе с супругом.

В этом году фестиваль проводится уже в 101 раз, но никогда в нем еще не участвовал российский певец. Дебют должен был состояться в этом году.

Бас-баритона Мариинского театра Евгения Никитина для участия в фестивале два года назад выбрали лично правнучка знаменитого композитора Катарина Вагнер, а также дирижер фестиваля Кристиан Тилеман.

«Для этого специально было назначено прослушивание, которое прошло два года назад в мае в Мюнхене. Они абсолютно неожиданно для меня сказали, что берут меня. Не знаю, почему: видимо, решили рискнуть», – говорил в интервью Deutsche Welle Евгений Никитин.

«Для меня это [участие в фестивале] достаточно опасное приключение, потому что там меня не пощадят. Надо будет сделать все, чтобы оттуда уйти живым», – добавил Никитин, даже не предполагая в тот момент, насколько пророческими окажутся его слова.

За несколько дней до начала фестиваля немецкий телеканал ZDF показал видеозапись с YouTube, на которой Никитин играет в составе своей рок-группы. На теле певца, покрытом татуировками, немцы разглядели фигуру, похожую на свастику. Причем, телевидение подало все так, что свастика на теле Никитина обнаружена совершенно случайно, как будто он ее скрывал, хотя, по словам самого певца, еще задолго до начала фестиваля организаторы просили его прислать фото «всех художеств». «Они собираются шить костюм, чтобы все это выявить, а не скрывать», – говорил Никитин.

Но скандал после сюжета ZDF разразился невиданный. Никитина спешно заменили на южнокорейского певца Самуэля Юна, и россиянину пришлось покинуть фестиваль.  

«Национал-социализм в любых его проявлениях мне глубоко отвратителен, – написал в своем оправдании оперный певец. – У меня два деда полегли в Великой Отечественной войне! Заявляю категорически, татуировки, которые у кого-то вызвали ассоциации с нацистской символикой, никак с нею не связаны».

На самом деле, никакой свастики на теле Евгения Никитина нет. «На одной стороне груди изображены скандинавские руны, в пору занятий тяжелым роком я был увлечен скандинавским эпосом. Татуировка на другой стороне никогда не имела никакого отношения к свастике. Это должна была быть восьмиконечная звезда, а в центре – герб, который я сам придумал. Мы набивали эту татуировку в несколько этапов. На видео, использованном в сюжете ZDF, я снят с незавершенной татуировкой, незакрашенные контуры которой кому-то показались похожими на свастику», – объяснил россиянин.

Ранее Никитин говорил, что его татуировки – это «как второй паспорт». «Это вот волк Фендрих, в мою бытность увлечения норвежским black metall я себе сделал такую татуху. Но это все детство».

Детство Евгения Никитина прошло в Мурманской области, где певец родился в 1973 году в семье дирижера. Отец Евгения в свое время закончил питерскую Капеллу, а потом по распределению уехал в Мурманск, где стал одним из основателей Мурманского музыкального училища.

С таким папой Евгению была прямая дорога к музыке. Правда, он выбрал эту стезю вынужденно. «Он [отец] как-то сказал мне: «Сынок, из тебя все равно ничего не получится. Давай поступай ко мне на дирижерско-хоровое, я тебя возьму без образования». И я поступил к нему, там первый раз рот открыл, ноты по ходу выучил. А куда мне еще было идти? Только в армию или в мореходное училище, но там математика не дала бы мне двинуться дальше первого курса», – вспоминает Евгений.

Дефицит мужских голосов в училище был колоссальный: на пятьдесят девчонок четыре парня. «Поэтому мальчиков брали без начальной подготовки, даже не играющих на пианино, лишь бы был хоть какой-то голос. Это и определило дальнейшую судьбу», – признается будущий солист Мариинки.

После окончания училища перед молодым человеком замаячила армия, поэтому Евгений с отцом уехали в Санкт-Петербург, где он поступил в ЛОЛГК (нынешняя Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова).

Певец признается, что если бы не отец – он пошел бы служить в армию. «Если бы не он, я бы не поступил – можете считать, что я попал в ЛОЛГК по блату. Был очень сильный поток, я был далеко не самым подающим надежды, пожалуй, даже самым слабеньким. Меня взяли на музыкальную комедию последним номером, и то только потому, что отец похлопотал, честь ему и хвала, царствие небесное», – говорил Никитин в интервью питерской «Новой газете».

В консерватории юноша взялся за ум. «Я стал учиться, причем учиться надо было хорошо, потому что в армию совершенно не хотелось. Я принципиально не чувствовал себя должным государству, в котором ветераны Великой Отечественной войны собирают пустые бутылки и просят на хлеб. И вот я принципиально отучился, принципиально поступил в аспирантуру, принципиально женился и даже обзавелся ребенком. На четвертом курсе я уже работал в Мариинском».

Дебют певца состоялся партией Долохова в «Войне и мире» Прокофьева. Затем он пел также Пуччини, Вагнера и Р. Штрауса. В Париже дебютировал в «Демоне» Рубинштейна, в 2005-м исполнил Бориса Годунова (в этой опере певец периодически исполняет еще партию Рангони, а начинал с Щелкалова).

Сейчас Евгений Никитин – один из тех солистов театра, ради которого приходит публика. Среди партий, исполненных им на Мариинской сцене, Руслан в опере «Руслан и Людмила», князь Игорь в одноименной постановке, Фигаро в «Женитьбе Фигаро», Дон Жуан в «Дон Жуане» и многие другие.

Он также является приглашенным солистом Метрополитен-опера, на сцене которого исполнил партии Колена («Богема»), Погнера («Нюрнбергские майстерзингеры») и Узника («Узник» Луиджи Даллапикколы).

Евгений активно гастролирует в Италии, Австрии, Финляндии, США, Израиле, Турции, Англии, Германии, Франции. С его участием компанией Philips Classics выпущены записи опер «Борис Годунов» и «Семен Котко».

Кстати, свое юношеское увлечение тяжелым роком оперный певец не бросил до сих пор. «Я не только пою, я занимаюсь сочинением музыки, играю на музыкальных инструментах, и делаю все это на серьезном уровне, но никому пока не показываю», – говорит он.

«Я стараюсь как можно больше занимать себя, потому что в противном случае ныряю в бутылку», – не скрывает звезда Мариинки.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?