Триумфальная арка в центре Брюсселя окрашена светом прожекторов в красный, жёлтый и чёрный – хоть цвета и те же, что на бельгийском триколоре, но обозначают они флаг соседней Германии.
Европейский союз в этом году празднует объединение вместе с немцами, и это не просто дань уважения давним партнёрам – важность современной ФРГ для существования ЕС трудно переоценить.
Сами же немцы спустя четверть столетия вспоминают – в основном с нежностью – падение стены и слияние ГДР и ФРГ, и рассуждают о последствиях разделения своего народа на более чем 40 лет.
25 лет назад здание Рейхстага озарили огни грандиозного фейерверка. У многих из числа собравшихся в центре Берлина были слезы на глазах. Эти люди стали свидетелями крупнейшего исторического события.
О том, что день воссоединения Германии когда-нибудь наступит, казалось, уже не мечтали ни немцы, ни остальные европейцы. В тот день, 3 октября 1990 года, ГДР официально присоединилась к ФРГ. Отныне немцы вновь стали жить в одном государстве.
Желание немцев объединить ГДР и ФРГ воспринималось в европейских столицах не без скепсиса. Соседние страны пугала перспектива иметь в центре континента сильную Германию.
Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер возглавляла лагерь противников воссоединения Германии. Против этого выступал поначалу и французский президент Франсуа Миттеран. Но немецким политикам - прежде всего, Гельмуту Колю - удалось его переубедить.
Получилось ли объединиться?
Когда в 1989 году рухнула печально известная стена в центре Берлина, жить осталось недолго и всем остальным преградам между востоком и западом Германии. В течение следующих месяцев были подписаны ключевые договоры между представителями всех задействованных сторон, и в ночь со 2-го на 3-е октября ГДР прекратила своё существование, влившись в состав ФРГ.
В тот день на улицы столицы вновь единого государства вышли десятки тысяч ликующих людей. Железного занавеса нет вот уже как 25 лет, осколки берлинской стены распроданы в качестве сувениров – но смогла ли Германия воссоединиться окончательно?
Согласно проведённому в этом году опросу, 73% немецких граждан считают, что объединение прошло весьма успешно. Однако одновременно с этим большинство (67%) полагает, что процесс ещё не завершён.
При этом жители бывшего ГДР в данном опросе немного более склонны считать объединение удачным (среди восточных немцев таких 77%), но не оконченным (так считает 64%).
В чём все жители Германии сходятся – так это в том, что объединение ГДР и ФРГ является примером дружественного и бескровного слияния для других стран – так считает 8 из 10 опрошенных.
В этом событии многие аналитики видят одну из важных предпосылок к объединению Европы, и с ними сложно не согласиться – сегодняшняя ФРГ является однозначным лидером Евросоюза, задающим тон политики всей Западной Европы.
Финансовый вопрос
Для стимуляции развития экономически отстающих регионов бывшего ГДР в первое время после объединения использовался кратковременный «налог солидарности», взимавшийся в ФРГ с физических и юридических лиц. В течение 90-х годов он отменялся и возобновлялся, но с 1998-го года существует в неизменном размере в 5,5% от общего дохода. В 2012 году доход от этого налога в бюджет составил более 13 млрд евро.
На данный момент считается, что восточная часть Германии уже практически догнала западную: экономические показатели в бывшем ГДР достигли в среднем 97% от уровня остальной части страны, отмечает Deutsche Welle.
По этому вопросу, впрочем, в данный момент нет единой точки зрения – согласно оценкам отдельных специалистов, зарплаты восточногерманских работников составляют всего 80% от денег, получаемых западными немцами за тот же объём работы.
Мелочи и детали
Если искать различия в статистике между западной и востоком и западом Германии, то можно отыскать множество моментов, в которых своего рода «стена» всё ещё разделяет немецкий народ: в бывшей ГДР, как правило, раньше встают, а на западе люди в среднем чувствуют себя счастливее (может быть, эти два факта как-то связаны?); западные немцы более религиозны и чаще занимаются спортом, зато у жителей восточных регионов в среднем более высокая пенсия; на западе больше автовладельцев, а на востоке выше процент женщин на управленческих должностях… список несоответствий можно продолжать достаточно долго, но будьте уверены, что в 2015 году почти ни один немец не жалеет о том, что произошло 25 лет назад.
Сложно отыскать немца, который не рад разрушению берлинской стены, противостояние ФРГ и ГДР забыто, как страшный сон, и то, по какую сторону железного занавеса родился немецкий гражданин – теперь такой же вторичный по важности факт, как то, из какой федеральной земли он родом.
И Саксония, и Бавария, и обе половинки воссоединённого Берлина – вся Германия отпразднует третье октября как годовщину одного из самых важных и положительных для немцев события в новейшей истории.