Эксперт: Кризисные махинации мировых банков

Швейцарские власти расследуют дело в отношении 12 мировых банков в связи с подозрением, что их трейдеры вступали в сговор при формировании процентных ставок Libor и Tibor. В список компаний, подозреваемых в махинациях, входят, в частности, европейские тяжеловесы Deutsche Bank, HSBC и Royal Bank of Scotland, Rabobank, Societe Generale, а также банк Tokyo-Mitsubishi и Sumitomo Mitsui из Японии и американские Citigroup и JP Morgan Chase.

«Трейдеры производными, работающие с рядом финансовых институтов, возможно, манипулировали этими ставками, координируя их поведение, влияя тем самым на эти базисные ставки в свою пользу», – передает Financial Times заявление Швейцарской комиссии по конкуренции, которая проводит расследование. «Кроме того, производные трейдеры, возможно, вступили в сговор, чтобы манипулировать спредами между ценой продажи и ценой предложения производных на их основе базисных ставок в ущерб своим клиентам», – добавили эксперты.

Расследование касается того, как сотрудники банков устанавливают Лондонскую межбанковскую ставку предложения, или Libor, а также Межбанковскую ставку предложения Токио, или Tibor. Ставка Libor рассчитывается на аукционе, когда спрос и предложение формируют текущую рыночную ставку, поясняет аналитик ИФ «Олма» Руслан Юнусов. Однако механизм определения ставки дает возможности для манипулирования, что создает риски влияния «нерыночных» факторов на ставку, а значит, предпосылки для регулирования рыночных механизмов. Libor и Tibor широко используются в качестве международных ориентиров для ставок по ряду финансовых инструментов, и даже незначительные их изменения потенциально имеют для рынков большие последствия.

Манипулирование Libor и Tibor вполне возможно, ведь определение их уровня происходит на основе своеобразного аукциона в Лондоне (Libor) и в Токио (Tibor) самими банками каждое утро, объясняет Василий Лях, аналитик Московского фондового центра. При этом при обсуждении ставок каждое утро банки сразу отметают самые низкие и высокие из предложенных вариантов. Таким образом, несложно понять, что манипулирование этими индикаторами мало того что возможно, но и довольно элементарно, ведь вся система держится только на честности банкиров. Ведущие мировые банки идут на это для увеличения своей прибыли, ведь на основе ставок Libor и Tibor рассчитываются различные финансовые инструменты и продукты. На лондонской бирже ставки по индикатору составляют 350 млрд долларов. Также манипуляция с Libor и Tibor позволяет банкам проводить внутренние операции между собой на наиболее выгодных условиях, так как от двух этих ставок рассчитываются кредиты на межбанковском рынке.

Швейцарское расследование последовало за инициированными ранеерасследованиями в отношении ряда банков регуляторами в Лондоне, Нью-Йорке и Токио в отношении подобных случаев манипулирования. Швейцарская комиссия по конкуренции подтвердила, что эти действия связаны между собой, но отказалась сообщить подробности. «Мы сосредоточены на влиянии происшедшего на швейцарский рынок», – сообщил Оливье Шаллер, член швейцарской комиссии, отметив, что расследование, вероятно, продлится один или два года. Если комиссия обнаружит неправомерное ограничение конкуренции, она может наложить штрафы в размере до 10% продаж компании за последние три года.

После появления данного заявления Credit Suisse указал, что в полной мере сотрудничает с властями, UBS также сообщил, что расследование «очень серьезно» и банк «в полной мере сотрудничает» с властями. Стоит напомнить, что в марте прошлого года UBS стал первым банком, в отношении которого было инициировано расследование, связанное с махинациями с Libor.

Но даже то, что история длится уже не первый год, не может стать преградой для новых манипуляций ставками на финансовых рынках. «О предотвращении каких-то масштабных махинаций говорить не приходится. Мы не исключаем, что сговор мог иметь место, – отмечает эксперт ФГ БКС Богдан Зыков. – Но, как правило, в таких ситуациях все ограничивается подозрениями, громкими заявлениями, долгими расследованиями и пространными выводами. Дело в том, что регуляторы при расследовании таких преступлений чаще всего сталкиваются с проблемой доказательств. Многие из них – косвенные и не могут являться веской причиной для лишения банков „незаконно полученных миллиардов прибыли”».

Впрочем, манипуляции тоже еще надо доказать, хотя мотивы банков при допущении нарушений вполне очевидны. «Я бы не стал говорить о „махинациях”, – предостерегает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК „Солид” Михаил Королюк. – Судя по имеющейся информации, основания для выдвижения обвинений в данном случае достаточно шаткие. Описанный механизм сведения спроса и предложения является стандартным биржевым. Фраза «Очевидно, что банкам несложно договориться между собой и манипулировать данными ставками» не отвечает на вопрос – действительно ли они договаривались. В этом есть сомнения, и для того, чтобы они развеялись, будут нужны убедительные доказательства. Пока их не предъявлено».

Что касается картины в целом, то, безусловно, в финансовой индустрии существует некая «серая зона», действуя в которой недобросовестные финансисты могут использовать внешне законные операции для совершения сделок, которые нарушают дух добросовестности. Толкает их на это жажда получения прибыли. Такие случаи периодически всплывают на свет, но полностью пресечь такую практику невозможно.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?