Впрочем, прогноз по развитию на 2012 год все же пришлось откорректировать в сторону уменьшения. Так же как прогнозы по снижению дефицита бюджета.
В этом году ВВП Дании вырастет на 0,9%, а в следующем — на 1,7%. В майском прогнозе были несколько иные цифры: 1,1% и 1,5% соответственно.
Резвый (по европейским меркам) рост экономики Дании объясняется правительственной программой помощи бизнесу, пересмотру налоговой политики и политики на рынке труда. Если бы не принятые левоцентристским правительством Хелле Торнинг-Шмитт, пришедшим к власти ровно год назад, меры, то цифры по росту, считают экономисты, были бы значительно ниже: 0,3% в этом году и 1,4% в следующем.
Конечно, на темпах роста экономики Дании крайне негативно сказывается замедление развития мировой экономики и особенно долговой кризис и рецессия в Европе. Тяжелое положение в Старом Свете, считают в министерстве финансов Дании, ослабит датский экспорт во второй половине 2012 года.
Вызывает тревогу и дефицит бюджета Датского королевства. Прогнозы по нему увеличены: до 1,9% от ВВП в этом году и 4% — в 2013-м.
Безработица к концу года вырастет, после чего начнет медленно снижаться. В 2013 году правительство обещает создать 16 тыс. новых рабочих мест. Всего же, говорится в прогнозе министерства финансов Дании, в этом году без работы останутся 164 тыс. датчан, а в следующем — 158 тыс.
Сами виноваты
Несмотря на довольно быстрый рост дефицита бюджета, особую тревогу в правительстве вызывает ситуация на рынке труда. В прошлом году северное королевство подверглось резкой критике как правозащитников, так и Брюсселя за очень жесткую политику в отношении иммигрантов.
Сейчас датчане, похоже, начинают пожинать плоды возведения преград на пути приезжих из-за границы. В Дании все отчетливее ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы.
Список профессий, в которых датская экономика испытывает нехватку, состоит из примерно полусотни пунктов. Люди с профессиями из этого списка, казалось бы, не должны испытывать проблем с получением разрешения на работу в северном королевстве, но трудности возникают и у них.
Кроме очень строгих иммиграционных законов и правил, играют свою роль и высокие налоги. Подоходный налог в Дании — один из самых высоких на планете. Если в среднем по Европе верхняя ставка подоходного налога составляет 38%, то высокооплачиваемым датчанам приходится выкладывать 55%.
Дания отличилась в последние годы и на ниве культурных скандалов. Достаточно вспомнить грандиозный скандал, к которому привела серия карикатур на пророка Мухаммеда в датских газетах семь лет назад.
Иммигрантами являются примерно 6,2% населения Дании, что немного ниже среднего показателя по Европе — 6,6%. Резкий рост желающих получить вид на жительство и убежище в Дании в 90-е годы прошлого века привел к ужесточению иммиграционного законодательства и способствовал беспрецедентному росту популярности антииммиграционной Датской народной партии.
Сейчас же бизнес-сообщество и общественность этого маленького королевства, экономика которого ориентирована на экспорт, бьют тревогу и призывают ослабить иммиграционные законы и замедлить отток высококвалифицированной рабочей силы за рубеж.
«В глобализированном мире важно быть открытыми перед иностранной рабочей силой, — считает министр по делам бизнеса Оле Сон, член Социалистической народной партии, одной из трех партий, входящих в правящую сейчас коалицию меньшинства. — Если мы хотим развивать наше общество, нужен обмен».
Делается мало и медленно
С одной стороны, большинство датчан, если верить результатам недавних опросов, не хотят смягчения иммиграционных законов. С другой — королевство все больше проигрывает другим европейским странам по конкурентоспособности.
Треть высококвалифицированной рабочей силы из стран Европы уезжает, по данным Конфедерации промышленности Дании, в течение 36 месяцев. Для того чтобы привлечь новых рабочих и убедить тех, что приехали, задержаться дольше, датское правительство разрабатывает ряд мер, включая создание более привлекательной среды для квалифицированных иностранцев. Намечено, например, снизить для них подоходный налог и требования по зарплате, составляющие сейчас 63 тыс. долларов в год. В соседней Швеции требования по минимальной оплате труда, например, составляют 23 тыс. долларов. Датский бизнес также призывает ввести трехлетние грин-карты и разрешения на работу и упрощение правил.
Иммиграционную реформу ждет сильное сопротивление со стороны Датской рабочей партии, третьей политической партии Дании и главного сторонника жестких иммиграционных законов, принятых в прошлом году. Народники, правда, в одиночку не смогут сорвать проведение реформы, но они имеют широкую поддержку у населения.
К тому же первый год у правительства Торнинг-Шмитт был тяжелым, и оно сейчас уступает в опросах оппозиции 12%.
В августе опрос, проведенный по заказу газеты Jyllands-Posten, показал, что 70% из тысячи респондентов или не хотят перемен, или хотят дальнейшего ужесточения иммиграционных законов, а не их ослабления. За ослабление законов выступает лишь каждый четвертый из опрошенных.
Левоцентристское правительство поставило цель — обеспечить работой 10 тыс. безработных иммигрантов, проживающих в Дании. В мае фолькетинг (парламент) ослабил законы для воссоединения семей, отменив систему определения пригодности кандидатов по уровню знания языка и профессиональным навыкам. В результате, по данным Службы иммиграции Дании, уже к июлю количество заявок на воссоединение семей выросло в четыре раза и достигло 1,5 тыс.
Правительство не сидит сложа руки, но все же реагирует на требования рынка труда слишком медленно. По оценкам Хеннинга Гаде, главного консультанта Конфедерации работодателей Дании, к 2020 году королевству будут нужны 150 тыс. профессионалов в самых разных отраслях экономики, начиная от биотехнологий и кончая высокими технологиями. Как решить проблему восполнения дефицита рабочей силы при нынешнем отношении датчан к иностранцам, пока никто в Дании, похоже, не знает.