Эксперт: Про уплату налогов международных компаний

Еврокомиссия настаивает на значительном ужесточении законодательства по борьбе с агрессивными корпоративными схемами уклонения от уплаты налогов, так как государства-члены ЕС теряют из-за подобных практик порядка 60 млрд в год, пишет Financial Times. Еврокомиссар по налогам Альгирдас Шемета подготовил соответствующий проект рекомендаций, который будет представлен Еврокомиссии 5 декабря, а после этого – министрам финансов Европы.

Предлагается усилить давление на компании, которые переводят прибыль, полученную благодаря очень низким ставам, в налоговые оазисы или страны с благоприятной налоговой юрисдикцией, в то время как безденежные правительства по всей Европе пытаются повысить доходы, а ЕЦБ – поддержать экономику. Новое законодательство позволит пересматривать налоговые обязательства компаний, если налоговая минимизация при выборе юрисдикции превалирует над деловой целью. Кроме того, ЕК будет бороться с так называемыми «общими злоупотреблениями», внеся изменения в национальные законодательства. 

Также Еврокомиссия рекомендует государствам-членам принять общие, более жесткие определения того, чтоявляется налоговым раем, а затем отказаться или приостановить существующие соглашения об избежании двойного налогообложения с такими странами, в результате чего компании больше не будут использовать их, чтобы избежать уплаты налогов. Меры будут приняты и против налоговых льгот для компаний-нерезидентов. Например, если компания не платит налог на выплату процентов за рубеж в своей стране, а там, куда она их выплатила, прибыль от полученных процентов не облагается налогом. Если такая ситуация выявлена, компания должна заплатить налог по стандартной ставке там, где от нее освобождало соглашение. 

Данные действия могут повлиять на такие страны, как Ирландия, которые имеют слабое законодательство по борьбе со злоупотреблениями. Страна является базой для деятельности ряда транснациональных корпораций, таких как Google, которая направляет прибыль от использования интеллектуальной собственности на Бермудские острова. «Ужесточение законодательства в Европе в первую очередь скажется на крупных компаниях, которые переводят на офшоры прибыль под предлогом лицензионных платежей за использование интеллектуальной собственности», – отмечает адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко. По его мнению, пострадают и производственные предприятия, которые минимизируют налогообложение через офшоры. Власти же получат преимущества в борьбе с уклонением от уплаты налогов в ближайшей перспективе, но в среднесрочной могут столкнуться с увеличением безработицы и даже ростом цен. Впрочем, поправки помогут бороться с финансовыми преступлениями. Офшоры используются не только для уклонения от налогов, но и отмывания денег, обеспечения функционирования финансовых пирамид, финансирования террористических акций и наркоторговли. 

Европейские страны придерживаются классических демократических принципов управления экономикой, поэтому репрессивные меры в налоговом законодательства для них неприемлемы, отмечает директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал» Владимир Рожанковский. С другой стороны, на фоне присутствующей растущей тенденции по завинчиванию «налоговых гаек» свободный капитал вполне логично ищет другие, более безопасные и благодатные пристанища. Россия сталкивается с колоссальным ежегодным оттоком капитала, исчисляющимся десятками миллиардов долларов, и ничего не может поделать, чтобы этот процесс остановить. По этой же причине и лидеры еврозоны едва ли добьются искомого результата, если они будут действовать в строгих рамках демократических принципов. Процесс носит объективный характер, а налоговое законодательство – наоборот, захотело стать «чересчур эффективным», за что и поплатилось оттоками капиталов. 

Пока перспективы плана действительно довольно туманны. Например, работа подразделений европейских компаний в странах с низкими налогами не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов, если они осуществляют реальную экономическую деятельность. Задача еще более усложняется в связи с ростом электронной коммерции и увеличивающимся значением нематериальных активов, таких как интеллектуальная собственность или стоимость бренда компании. «Изменения в краткосрочной перспективе могут помочь бюджету ЕС, но бизнес все равно будет искать способы минимизации налогообложения, – считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей РоссииСергей Варламов. – В противном случае убытки, связанные с ростом налоговых отчислений, будут переложены на плечи потребителей. Последние почувствуют рост цен, инфляцию. Создавать рабочие места предприятиям будет затратнее». 

Тем не менее тема набирает обороты. Ранее Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии, и английский премьер Джордж Осборн призвали к «согласованным действиям в рамках международного сотрудничества», чтобы сделать корпоративное налогообложение более эффективным. ЕС последовательно закольцовывает на себе все операции, связанные с рискованной финансовой деятельностью, объясняет экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Если вдуматься, в этом и заключался план, который не был прямо озвучен, но проводится с 2009 года, когда вскрылись последствия долговой нагрузки в кризис и для государств, и для компаний Европы. Основной проблемой стали не долги, а именно рисковые операции: как в ситуации с Грецией, когда страна почувствовала угрозу для экономики после падения торгового оборота в портах и начала наращивать объем кредитов для сохранения уровня жизни граждан; как «пузырь» по недвижимости Испании, который тоже отчасти был спровоцирован внешними к Европе контрагентами, работавшими с банками через офшоры. Этот круг получилось прервать только с приходом кризиса, но ЕС старается оградиться от его повторения в будущем. 

Поэтому, заключает эксперт, предложенный план, во-первых, повышает прозрачность финансовых операций на всех уровнях, а во-вторых, ищет неучтенный источник доходов – заниженные налоги. Вероятно, второй цели в полной мере добиться не получится: ряд капитала, кто относится непосредственно к Европе, сократит объем операций, а внешние компании и банки уйдут из зоны евро. Это станет еще одним поводом для снижения курса евро и повышения объема европейского экспорта. А вот рост прозрачности повысит конкурентоспособность европейских компаний и стабилизирует рынок.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?