Эксперт: Смертельная экономия

Здравоохранение Португалии в настоящее время вынуждено экономить, так как ЕС и МВФ в мае прошлого года выделили стране кредит с требованием начать резкое сокращение госрасходов. Это привело к росту смертности и заболеваемости, считает оппозиция страны. И такая ситуация характерна для целого ряда стран региона, вынужденных сокращать бюджетные расходы по требованию властей еврозоны.

Мария Исабель Мартинс, рассказывает Guardian, встает в 5 утра, чтобы успеть на автобус из португальского города Порталегре и попасть к врачу в Лиссабоне, лечащему диабет. Это 130-мильный путь, который занимает три часа. Раньше это было бесплатно. «Стыдно. Теперь при каждом посещении мне надо заплатить 44 евро, а я должна приезжать сюда в течение нескольких недель», – говорит женщина.

На стене график со стоимостью посещения врача в одной из беднейших стран Западной Европы. «Они повысили цены в январе, – говорит портье. – Теперь визит в отделение неотложной помощи стоит 20 евро вместо 9. Консультация – 7,50 евро. Люди возмущены». Оппозиция считает, что сокращение бюджетных расходов на социальные нужды привело к тысячам смертей – в феврале их было на 20% больше, чем раньше. «Проводить параллель между экономией и смертностью на столь ограниченном участке времени, конечно же, нельзя, – уверен аналитик ФГ БКС Дмитрий Дорофеев. – Чтобы подтвердить между ними взаимосвязь, придется накапливать информацию еще как минимум несколько кварталов». А более точные данные будут доступны вообще лишь в ближайшие годы. Однако рост расходов на медицинское обслуживание за счет эффекта замещения, конечно, способствует повышению заболеваемости населения, поскольку люди реже прибегают к помощи врачей и покупают дешевые лекарства.

Здравоохранение является лишь одной из жертв радикальных сокращений расходови повышения платы за коммунальные услуги. Официальные прогнозы предполагают сокращение португальской экономики на 3,3% в этом году и рост безработицы до 14,5%. Всеобщая забастовка в четверг покажет, насколько сердит народ. «Власти являются причиной катастрофы», – отмечает Карлос Арменьо, лидер Всеобщей конфедерации португальских рабочих, и добавляет, что цены на здравоохранение, электроэнергию и общественный транспорт снова взлетят, а нынешние 432 евро ежемесячного минимума на человека сейчас обрекает сотни тысяч людей на нищету

Меры экономии всегда сказываются прежде всего на социальной политике государства, поэтому обречены быть непопулярными, указывает Кирилл Самышкин, финансовый консультант Saxo Bank. При этом необходимо понимать, какая цена может быть уплачена в будущем, если откладывать эти меры или вовсе игнорировать их необходимость. Но многие аналитики считают, что Португалии все же суждено быть второй после Греции страной, которой потребуется списание долгов и новая помощь ЕС/МВФ. Представитель МВФ в Лиссабоне Альберт Егер заявил: «Госдолг Португалии является устойчивым, и мы не видим необходимости списания (долга частными кредиторами)». «Они выдают желаемое за действительное», – говорит Нуну Гароупа из Университета штата Иллинойс.

Португалия на данный момент – самая проблемная страна в ЕС после Греции. Госдолг составляет около 129% от ВВП. Как поясняет руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов, долг превысил 221 млн евро, таким образом, на каждого жителя страны приходится 21 тыс. евро. Власти обещали снизить дефицит бюджета до 4,5% ВВП в 2012 году и до 3% в 2013 году, поэтому страна не может обойтись без жестких мер экономии. Между тем ее будущее остается неопределенным. Ключевые решения для Португалии в настоящее время принимаются в Брюсселе или МВФ. Историк Ирина Флюнсер Пиментел отмечает растущую ностальгию по временам диктатора Антониу ди Оливейра Салазара. «Меня беспокоит, что демократия находится под угрозой, – говорит она. – Средний класс начинает страдать, а когда у вас нет среднего класса, вы в беде. Это создает хорошую почву для популизма». Пиментел говорит, что нельзя ожидать, что португальцы и дальше будут все переносить стоически. «Я думаю, все в конце концов взорвется», – указывает она.

Когда государство начинает экономить на медицине, это напрямую отражается на детях и стариках и, безусловно, ведет к росту смертности, соглашается начальник аналитического департамента ИК «Грандис капитал» Денис Барабанов. Россия в 90-е годы прошла через это. Португалия не одинока, другим странам тоже приходится экономить, и довольно сильно. В еврозоне есть возможность проводить ограниченную экономию, что позволит хотя бы минимально стимулировать экономический рост, но она предпочитает тотальную экономию. И усиление демографических и социальных проблем по мере роста повсеместной экономии просто неизбежно. В условиях сокращения доходов население будет все острее и острее реагировать на рост стоимости тарифов и услуг. Впрочем, указывает Дмитрий Дорофеев, с каждым годом экономики периферийных стран еврозоны становились все менее и менее эффективными, за счет роста оплаты труда и роста уровня соцрасходов до уровней, которые не могут позволить себе их экономики. И наблюдаемая коррекция уровня гострат является нормальным явлением рыночной экономики.

Страны еврозоны вынуждены экономить, с этим придется смириться. Размер же экономии от них будет зависеть мало – решать здесь станут кредиторы. Но хотя требования по сокращению расходов, выдвигаемые к проблемным странам, разумны, они не всегда осуществимы. Эти меры необходимы для оздоровления экономики, однако оздоровление не обязательно означает благоприятные условия для населения, указывает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Правительства таких стран, как Португалия, пытаются усидеть на двух стульях: выполнять требования кредиторов, чтобы получать от них помощь, не вызывая недовольства населения. Но если же та же Португалия пойдет на поводу у населения и откажется от экономии, то ее ждет далеко не безоблачное будущее вне зоны евро, и едва ли она сможет позволить себе даже те стандарты, которые остались бы после мер экономии. И все страны PIIGS это понимают.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?