Gazeta.ru: Британцы признали шпионские камни

Британская сторона впервые признала, что действительно использовала для связи со своими агентами «шпионский камень», с большой помпой разоблаченный на гостелеканале Аркадием Мамонтовым в январе 2006 года. Тогда эту историю Кремль использовал для оправдания своих драконовских мер по ужесточению политики в отношении некоммерческих организаций, хотя никакого хода обвинениям правозащитников в сотрудничестве с британской разведкой дано не было.

Британские дипломаты действительно использовали «камень-шпион» для передачи секретных сведений. Такое признание сделал в документальном фильме «Путин, Россия и Запад», который выйдет на телеканале BBC Two в четверг, бывший глава секретариата британского премьера Тони Блэра Джонатан Пауэлл.

Это было «досадно», но «они взяли нас с поличным», признал бывший чиновник, говоря об операции ФСБ.

Экс-советник Блэра заметил, что, «очевидно, они знали об этом в течение определенного времени (до знаменитого репортажа сотрудника ВГТРК Аркадия Мамонтова в январе 2006 года. — «Газета.Ru»), но придерживали информацию «в политических целях». Британское посольство, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментарием, слова Пауэлла не обсуждает. «У нас давняя политика не комментировать ничего, что касается дел разведки», - сказал пресс-атташе дипмисии Дэвид Шо.

Слова Пауэлла стали первым официальным подтверждением британской стороной обстоятельств шпионского скандала пятилетней давности. Британское правительство свою причастность к истории отрицало. Блэр попытался высмеять историю, а британский МИД в официальном комментарии заявил о своей «озабоченности и удивлении» «подозрениями российской стороны». «Мы отрицаем все подозрения в неправомерной деятельности, связанной с российскими неправительственными организациями. Хорошо известно, что правительство Великобритании оказывает финансовую поддержку проектам некоммерческих организаций в области защиты прав человека и развития здорового гражданского общества в России», — заявили в Лондоне.

Тогда в эфире телеканала «Россия» был показан сюжет, содержавший записи, предоставленные ФСБ. На них видно, как британские агенты используют передающее устройство, замаскированное под камень. Как сообщалось в сюжете, к шпионской деятельности были причастны второй секретарь посольства Марк Доу, секретарь-архивист посольства Кристофер Пирт, а также еще два сотрудника дипмиссии, Пол Кронтон и Эндрю Флемминг, занимавшие незначительные должности. Всех их обвинили в связях с российскими правозащитными организациями, в частности, с Московской Хельсинкской группой (МХГ), которые, как можно было заключить из рассказа Мамонтова, получали незарегистрированные платежи из Лондона.

Правозащитники назвали выводы этого репортажа инсинуациями. Глава МХГ Людмила Алексеева тогда заявила, что документы на предоставление ее организации гранта в 2004 году действительно мог подписывать Доу. «Но какое имеет значение, кто это подписывал?» — сказала она, указав, что данные о предоставлении МХГ в 2004 году £23 тыс. (1,2 млн рублей по курсу на то время) всегда находились в открытом доступе. Помимо МХГ Доу визировал выделение грантов для Комитета против пыток, Центра развития демократии и защиты прав человека, фонда «Евразия», а также организации «Международная уголовная реформа».

Никаких претензий ФСБ к правозащитникам не высказала, но шпионский скандал был использован тогдашним президентом Владимиром Путиным для ужесточения законодательства о неправительственных организациях.

Вопреки ожиданиям на официальном уровне никаких действий по преследованию правозащитников предпринято не было. Напротив, глава центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко через неделю с небольшим после показа сюжета Мамонтова заявил, что не только не осуждает, но приветствует деятельность неправительственных организаций по оказанию помощи бездомным, беженцам и другим нуждающимся людям. «Ни одного обвинения в адрес неправительственных организаций со стороны ФСБ не прозвучало», — уверял журналистов Игнатченко.

Вступился за правозащитников и тогдашний спикер Совета федерации Сергей Миронов, заявивший, что британские шпионы «своими действиями просто подставили добропорядочные и эффективно работающие организации, которые действуют на территории нашей страны».

Скандал совпал с принятием в конце 2005 года с подачи президента Путина пакета поправок в закон о некоммерческих организациях, радикально усложнивший жизнь негосударственного сектора. Если ранее НКО не обязаны были сообщать Росрегистрации о том, какова бюджетная база организации и каковы источники ее дохода, то по новым правилам организации обязывались раскрывать все источники финансирования и структуру расходов, отчитываться обо всех проведенных за год мероприятиях с указанием полного списка их участников и всех СМИ, где появлялась информация об этих мероприятиях. Кроме того, поправки обязали НКО подавать финансовую отчетность по двум разным формам — одна для налоговой инспекции, вторая для Росрегистрации. Наблюдатели тогда связывали принятие этих поправок (с тех пор в значительной мере смягчившихся) с боязнью российской властью прихода «оранжевой революции» с Украины, а громкий «шпионский скандал», так и не вылившийся в репрессии против НКО, называли попыткой убедить общественное мнение в необходимости ужесточения порядков.

Глава движения «За права человека» и член МХГ Лев Пономарев выразил в разговоре с «Газетой.Ru» уверенность, что признания Пауэлла сыграют на руку российским властям. «Если напомнить суть дела, то обвинения в адрес правозащитников строились на том, что администрированием грантов и курированием разведки в британском посольстве занимался один и тот же человек. Это превратная логика. Сейчас эта тема опять будет поднята околокремлевскими кругами, потому что Путину потребуется разделить оппозицию надвое, чистых и нечистых, чтобы создать раскол», - говорит правозащитник, припоминая ажиотаж, вызванный встречей гражданских активистов и политической оппозиции с американским послом Майклом Макфолом, только прибывшим в Москву.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?