Вечером в понедельник в городе Гроссето на северо-западе Италии завершился первый день предварительных слушаний по делу о кораблекрушении у берегов Италии круизного лайнера Costa Concordia. Основной фигурант – капитан затонувшего девять месяцев назад судна Франческо Скеттино – обвиняется в непреднамеренном убийстве по меньшей мере 17 человек, в преступной халатности и в том, что именно из-за его ошибок судно пошло ко дну. Еще 15 человек из тех, кто был на корабле, найти так и не удалось – они до сих пор считаются пропавшими без вести. Вместе с капитаном под следствием находятся еще восемь человек, включая трех руководителей компании-судовладельца Costa Crociere, сообщает CNN.
Чтобы вместить всех участников заседания – 126 юристов и 50 консультантов, заседания было решено проводить в городском театре Moderno.
В Гроссето также прибыли около десятка оставшихся в живых пассажиров лайнера и родных погибших, сообщает CNN. Из-за того, что слушания объявлены закрытыми, журналисты пытались выяснить детали у участников процесса возле суда во время перерывов.
В июле 2012 года капитан Costa Concordia был освобожден из-под домашнего ареста. Итальянские судьи обязали Франческо Скеттино не выезжать за пределы города Мета-ди-Сорренто в провинции Неаполя, где он проживает. Помимо показаний самого Скеттино, на заседании, которое длилось весь понедельник и закончилось лишь к вечеру, были заслушаны эксперты-расшифровщики «черных ящиков» судна. Перед судьей стояла задача определить, насколько их показания и расшифровки «черного ящика» пригодны в качестве улик по делу.
Впервые с момента кораблекрушения экс-капитан корабля столкнулся с выжившими пассажирами того рейса.
«Хочу глянуть ему (капитану) в глаза и посмотреть, как он будет реагировать на обвинения», – рассказал Euronews выживший пассажир, гражданин Германии Михаэль Лиссен.
«Первое, что я хотел бы сказать капитану Скеттино: капитан, говори правду! И второе: помни, когда ты будешь говорить, рядом будут находиться и смотреть на тебя люди, потерявшие своих близких, которых уже не вернуть. Что им сегодня нужно – так это уважение и серьезный подход», – говорит другой спасшийся пассажир.
Выслушав обвинение и защиту, суд в итоге решил не привлекать в качестве доказательств расшифровки «черных ящиков» – все просьбы и возражения, которые выдвигала защита Франческо Скеттино, были отклонены, пишет газета La Repubblica. Адвокат капитана Бруно Лепоретти настаивал, что в катастрофе, по сути, виноват рулевой судна, уроженец Индонезии. Тот якобы неправильно понял указание капитана при подходе судна к острову Джильо. Судья Валерия Монтесарки отклонила прошение, ссылаясь на то, что эти факты не были ранее приняты во внимание. Расшифровки «черных ящиков» будут исследовать до 20 октября.
Всего 14 января этого года на борту лайнера находились около 4200 пассажиров и членов экипажа. Круизный корабль Costa Concordia длиной 290 метров напоролся на рифы неподалеку от острова Джильо в регионе Тоскана. После происшествия компания – владелец судна Costa Cruises уволила капитана Скеттино – единственного подозреваемого по уголовному делу о катастрофе. Компания также предложила компенсации пострадавшим и их семьям в размере 9 тысяч евро, но многие заявили, что этого мало – они намерены подавать судебные иски с требованием большей компенсации. По данным следствия, команда лайнера на час запоздала с объявлением тревоги и эвакуации, которая при этом проходила с серьезными нарушениями. Кроме того, Скеттино обвиняют в том, что он покинул судно, прежде чем эвакуировались все пассажиры. Ранее Скеттино заявлял, что сожалеет о происшедшем и просит прощения. Как сказал экс-капитан в интервью итальянскому телевидению, он постоянно думает о жертвах катастрофы.
Прокуратура требует отправить 52-летнего Скеттино в тюрьму на 2697 лет: по 8 лет за каждого погибшего, пропавшего без вести или же оставленного на борту человека, 15 лет за непреднамеренное убийство и 10 лет за преступную халатность.
Франческо Скеттино признает свои ошибки, но в то же время утверждает, что отвел судно на мель, чтобы погибших было меньше. Как ранее писала «Газета.Ru», эксперты считают, что такой маневр – вполне обычный и лучший из возможных в подобной ситуации. Другое дело, что капитан оставил судно с пассажирами: эту ошибку сложно оправдать, уверены специалисты. Слушания по делу, как ожидается, займут от семи до десяти дней.