germania-online.ru: ЧТО РОССИЙСКИЕ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ ДЕЛАЮТ В ГЕРМАНИИ

Считается, что с точки зрения человека, связанного с киноиндустрией, единственной дорогой, ведущей к международному успеху, является дорога в Голливуд. Однако российские деятели кино – актеры, режиссеры и продюсеры – все чаще выбирают не далекую американскую "фабрику грез", а куда более близкую Германию. Germania-online делится историями успеха и выясняет, зачем российские кинематографисты едут к немецким коллегам.

Самым успешным русскоязычным режиссером, работающим в Германии, на сегодняшний момент является Сергей Лозница. Он родился в Беларуси, учился в Киеве и Москве, снимал замечательные документальные картины в Санкт-Петербурге, а в 2001 году эмигрировал с семьей в Берлин. Во всех интервью постановщик подчеркивает, что его прописка – не более чем формальность, облегчающая пересечение границ и поиск финансирования для новых лент, а сам он по-прежнему чувствует себя связанным с русским языком и русской культурой. 

Даже после переезда за границу Лозница продолжал работать на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, но вот найти средства на полнометражный игровой дебют в России он так и не смог. В Германии сделать это оказалось гораздо проще, и в 2010 году вышел фильм "Счастье мое" (Mein Glück) – мрачная и жестокая история про дальнобойщика, странствующего по постсоветской провинции и теряющего поочередно имя, память и человеческий облик. Картина была копродукцией Германии, Украины и Голландии и фактически открыла мировому киносообществу новую режиссерскую звезду: лента попала в конкурс Каннского фестиваля, получила главный приз киевского киносмотра "Молодость", а в России вызвала скандал и обвинения постановщика в русофобии. 

Все это, впрочем, не помешалороссийским продюсерам подключиться ко второму игровому проекту Лозницы. Вышедшая в этом году драма "В тумане" (Im Nebel), основанная на повести Василя Быкова, была уже копродукцией Германии, Голландии, Белоруссии, Латвии и России и принесла своим создателям приз критики ФИПРЕССИ на очередном Каннском фестивале. Лозницу не раз спрашивали, не хочет ли он поставить картину в Германии и с немецкими актерами, но каждый раз ответ был отрицательным. Искать деньги артхаусным режиссерам проще в Европе, где вкладывают в талант и не требуют мгновенной кассовой отдачи, но питает творческие усилия прежде всего та культурная среда, к которой сам постановщик принадлежит. 

Похожий путь проделал еще один выдающийся российский документалист – Виктор Косаковский. Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, лауреат нескольких десятков международных премий и фестивалей, признанный классик документального кино в России оставался постановщиком, известным лишь узкому кругу киноманов. В полноценный прокат его фильмы на родине не выходили никогда, а о финансировании масштабных проектов оставалось только мечтать. 

После переезда в Германию, где документальное кино любят и почитают почти так же, как игровое, Косаковский смог поставить самый дорогой фильм в своей карьере – "Да здравствуют антиподы!" (¡Vivan las Antipodas!). Ради его съемок режиссер отправился в кругосветное путешествие и снял несколько новелл в разных местах земного шара, которые находятся на глобусе в точности один против другого. Картина стала копродукцией Германии, Аргентины, Нидерландов и Чили, причем с немецкой стороны подключился продюсер Хайно Декерт (Heino Deckert), работавший до этого с Сергеем Лозницей. В 2011 году "Антиподы" торжественно открыли Венецианский фестиваль вместе с "Мартовскими идами" Джорджа Клуни. 

Сейчас Косаковский работает над новым проектом – документальным 3D-фильмом "Град Петров" о родном для режиссера Петербурге. Очевидно, что и его финансирование без Германии уже никак не обойдется. 

Долгие годы единственной российской актрисой, сумевшей завоевать свое место в немецком кино, считалась Чулпан Хаматова, которую прославили роли в "Тувалу" Файта Хельмера и "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера. Однако вскоре этот список может пополнить еще один артист из России – 26-летний Григорий Добрыгин

В 2010 году фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля, и исполнители главных мужских ролей Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис были удостоены сразу двух "Серебряных медведей" как лучшие актеры. Чуть позже картина с успехом прошла в немецком прокате, а на Добрыгина обратили внимание режиссеры из Германии.

В этом году на экраны вышла военная драма Ахима фон Борриса "4 дня в мае" (4 Tage im Mai), в которой молодой российский актер сыграл недоучившегося студента консерватории, влюбившегося в немецкую девушку. И вот теперь на подходе новый проект, на этот раз международный. В сентябре в Гамбурге начались съемки новой картины голландского режиссера и клипмейкера Антона Корбайна "Особо опасен" (A Most Wanted Man), основанной на романе Джона Ле Карре. Добрыгину досталась главная роль: он сыграет Иссу Карпова – загадочного эмигранта чеченского происхождения, который приезжает из России в современный Гамбург и просит укрытия у местной турецкой общины. В напарниках у нашего актера – сплошные звезды: Рейчел Макадамс, Филип Сеймур Хоффман, Уиллем Дэфо и немецкие селебрити Нина Хосс и Даниэль Брюль. 

Смотрят в сторону Германии и российские кинопродюсеры. Уже упомянутый фильм "4 дня в мае" с российской стороны продюсировал актер Алексей Гуськов, сыгравший в картине главную роль. Именно он подал режиссеру Ахиму фон Боррису идею для сценария и активно участвовал в производстве ленты. Сейчас сотрудничество Гуськова с немецкими коллегами продолжается. Прошлой осенью он объявил о запуске нового совместного проекта – российско-немецко-израильской драмы "Живая вода". Сам актер неоднократно подчеркивал в интервью, что работа с иностранными кинокомпаниями позволяет ему не зависеть от капризной российской киноиндустрии, делать серьезное кино вместо дешевого попкорн-развлечения и самому искать интересные роли. 

Самые же крепкие позиции – у продюсера Александра Роднянского, который с Германией связан уже много лет. В 90-е он работал на немецком телеканале ZDF, был членом жюри Берлинале, а в прошлом году приобрел 51% немецкой компании A Сompany – крупнейшего дистрибутора западного кино в странах Восточной Европы. По словам Роднянского, самой большой слабостью российского и немецкого кинематографа является то, что фильмы из России и Германии редко выезжают куда-то за пределы стран-производителей. Проблему будут решать совместными усилиями. В ближайших планах компании – выпуск 8 ноября блокбастера Тома Тыквера, Энди и Ланы Вачовски "Облачный атлас" (Cloud Atlas), а в январе 2013-го – долгожданная российская премьера "Хранителя" (Schutzengel), нового фильма Тиля Швайгера.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?