Кипру пошли навстречу, чтобы предотвратить массовые беспорядки. Еврогруппа согласилась снизить требования к налогу на банковские депозиты, если их размер не превышает 100 000 евро.
Тем не менее, это решение мало повлияло на позицию парламента Кипра, который отказывается вводить подобный налог и просит помощи у Москвы, так как значительная часть крупных вкладов в кипрских банках принадлежит российским компаниям и физическим лицам.
«Передайте теперь привет госпоже Меркель», - сказал президент Кипра по телефону близкому соратнику канцлера ФРГ.
Еврогруппа дала Кипру «карт-бланш» на определение банковского налога при условии, что они позволят собрать 5,8 млрд евро. Об этом заявил ее председатель Йерун Дейсселблум по итогам телеконференции министров финансов зоны евро.
«Власти Кипра обеспечат более высокую прогрессию единовременного налога, по сравнению с договоренностью от 16 марта, при условии что они обеспечат необходимое целевое сокращение (международной) финансовой помощи, и не повлияют на объем финансовой помощи в 10 млрд евро», - заявил он.
Еврогруппа также «приняла к сведению» решение Никосии закрыть банки до четверга, и призвала утвердить антикризисную программу в «кратчайшие сроки», выразив уверенность, что ее реализация является «наилучшей гарантией будущего процветания Кипра», отмечает ИТАР-ТАСС.
Фактически это означает, что Кипр может ориентироваться на проект Еврогруппы, а может и самостоятельно устанавливать налог, разделяя группы не только по объему вкладов, но и по другим категориям: юрлица-физлица, резиденты-нерезиденты и т.д.
Кроме того, Кипру так или иначе придется изыскать 5,8 млрд евро, так как Еврогруппа не готова увеличивать объем помощи. При условии отказа от налога для сумм ниже 100 000 евро, Кипру придется повысить сбор с сумм, превышающих это значение. Источники пока называют сумму в 13-15%, вместо утвержденных 16 марта 9,9 процента.
Тем не менее, Кипр все еще надеется на «приход спасителя», то есть неевропейской страны, которая сможет предоставить крупный долгосрочный кредит. В первую очередь, киприоты надеются на Россию. Правда, трудно себе представить, под какие гарантии такой кредит мог бы быть дан в нынешней ситуации. Однако в правящей партии страны рассказали, что президент планирует просить о помощи Москву.
По некоторым подсчетам, потери российского бизнеса при введении этого налога могут составить до 3,5 млрд евро, по другим - до 1,5 млрд евро. Кроме того, и Владимир Путин и Дмитрий Медведев уже осудили идею с введением налога на вклады, что вселяет в киприотов надежду.
Отказ от помощи ЕС чреват для страны неконтролируемым банкротством, потерей многими людьми своих накоплений, разорением местных и иностранных компаний, выходом Кипра из зоны евро и новым витком кризиса в Европе. Но услуга международного сообщества в каком-то смысле оказалась медвежьей. Пытаясь спасти Кипр от дефолта, европейцы повергли остров в политический кризис.
Как уже писал EUROMAG, в ноябре прошлого года немецкое издание Der Spiegel сообщал, что российские бизнесмены хранят в кипрских банках 26 млрд долларов. В ответ власти Кипра заявили, что публикация в Der Spiegel - это попытка «запятнать репутацию страны как международного инвестиционного центра», а представитель правительства Стефанос Стефану сказал, что страна приняла законы, которые противодействуют легализации «грязных» денег, за что получила похвалу от МВФ.
Тем не менее, эксперты уверены, что на Кипре много российских денег, и это обстоятельство осложняло переговоры о финансовой помощи. Как считают аналитики, фактически речь шла о выделении денег европейских налогоплательщиков на спасение вкладов российских инвесторов. Представители европейского Центробанка признали, что власти Кипра уже принимают меры по контролю за сбором налога. Не исключено, что в финансовой поддержке Кипра может принять участие и Россия. В частности, она может расширить уже предоставленный Кипру заем в 2,5 млрд евро.
Между тем, министров финансов Великобритании Джордж Осборн заявил, что британские власти компенсируют потери от введения налога для находящихся на острове британских военных (около 3 000 человек) и государственных служащих.