С жестким заявлением в адрес ЕС вчера выступил посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов. По его словам, у Москвы в преддверии декабрьского саммита Россия—ЕС накопился ряд серьезных претензий к Брюсселю. Прежде всего по тематике отмены виз, которая для Москвы является приоритетной. "Без свободы передвижения между РФ и ЕС не может быть поистине стратегического партнерства",— заявил господин Азимов.
Проблема, по словам дипломата, заключается в том, что некоторые страны ЕС намеренно затягивают процесс отмены виз с РФ из-за опасений притока мигрантов, преступников и наркотиков. В Москве же убеждены, что таких угроз нет. Как полагает сам дипломат, истинные причины медлительности ЕС кроются в политической плоскости. Анвар Азимов назвал три причины: желание ряда стран ЕС сначала отменить визы с государствами—членами "Восточного партнерства" — прежде всего с Украиной и Молдавией; стремление увязать либерализацию визового режима с ситуацией с правами человека в РФ; попытки ряда стран Восточной Европы и Балтии "ущипнуть бывшего большого брата".
Вопрос о визах Москва, по словам Анвара Азимова, "поставит ребром" на саммите Россия—ЕС 21 декабря. Владимир Путин, пояснил дипломат, предложит европейцам следующую схему. До конца года стороны завершают реализацию первого и второго блоков из перечня "Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму", согласованного РФ и ЕС в декабре 2011 года (эти два блока касаются защищенности документов и незаконной миграции). Работу над третьим и четвертым блоками (общественный порядок, безопасность, правовое сотрудничество и внешние связи) стороны должны закончить к саммиту РФ—ЕС в июне 2013 года. А на самом саммите дать старт разработке непосредственно соглашения об отмене виз с тем, чтобы принять его в декабре 2013 года. В таком случае визы можно было бы отменить к Олимпиаде в Сочи.
Пока к ускоренному переходу к безвизовому режиму с РФ, по оценкам Анвара Азимова, готовы лишь 17 стран ЕС, 10 "колеблются". "Мы готовы запастись терпением еще на год. Но, если к концу 2013 года не будет прорыва в плане разработки соглашения (об отмене виз.— "Ъ"), Россия сделает для себя выводы",— предупредил посол.
На вопрос "Ъ", почему РФ в качестве жеста доброй воли не отменит визы с ЕС в одностороннем порядке, как это сделали Украина и Молдавия, господин Азимов ответил: "Мы за равноправие, отмена виз может быть только встречной. Для нас такой вариант (как с Украиной.— "Ъ") был бы ущербным. Пускай ЕС отменит визы, а мы подумаем". Дипломат убежден, что "ЕС не меньше, а может быть даже больше РФ заинтересован в отмене виз". "Мяч на их стороне",— резюмировал он.
В ЕС критику со стороны Москвы отвергают. "Россия говорит, что технических проблем нет, но, с нашей точки зрения, это не так,— заявил "Ъ" дипломатический источник в Брюсселе.— У РФ есть серьезная проблема с мигрантами, и она становится все острее. Есть претензии к работе границ. Есть катастрофическая проблема с коррупцией, которая затрагивает и сферу защищенности документов. Мы сильно сомневаемся, что все это можно решить за год". Собеседник "Ъ" считает, что процесс отмены виз между РФ и ЕС находится "в самом начале" и потому "о каких-то сроках говорить преждевременно".
Между тем глава отдела информации представительства ЕС в РФ Сорен Либориус заявил "Ъ", что Брюссель "приветствует сильное желание Москвы ускорить процесс либерализации визового режима" и что "отмена виз — наша общая цель". Впрочем, и он не смог сказать, будут ли визы отменены к Олимпиаде в Сочи. "Политика ЕС такова, что мы не загоняем себя в искусственные сроки",— пояснил дипломат, отказавшись комментировать упрек Москвы о политической подоплеке промедления с либерализацией визового режима.
По мнению Брюсселя, Россия и ЕС могли бы пока значительно облегчить существующий визовый режим — соответствующее соглашение уже практически готово, не согласован лишь вопрос о служебных паспортах. Москва настаивает на том, чтобы их обладателей — депутатов, сотрудников министерств, госкорпораций и ряда других ведомств — полностью освободили от визовых формальностей, Брюссель выступает против (см. "Ъ" от 16 октября). Между тем вчера Анвар Азимов дал понять, что вопрос о служебных паспортах для Москвы "дело принципа" и что она от своих требований не откажется. "Больше прогибаться мы не будем",— заверил он.