Коммерсантъ: Открывается фестиваль в Сан-Себастьяне

Сегодня открывается 60-й Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, городе-жемчужине Страны Басков. Комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

На сайте вибрирует, переворачивается, становится с ног на голову число 60. Один из старейших фестивалей мира отмечает юбилей и вспоминает славное прошлое. Почетными гостями здесь были Дебора Керр и Одри Хепберн, Федерико Феллини и Орсон Уэллс, Элизабет Тейлор и Луис Бунюэль. В 1958-м здесь принимали Альфреда Хичкока с "Головокружением". Фильм получил "Серебряную раковину", разделив ее с итальянской картиной Марио Моничелли; играющий у Хичкока Джеймс Стюарт разделил приз за мужскую роль с Керком Дугласом. "Золотая раковина" ушла тогда к лирической комедии поляка Тадеуша Хмелевского "Эва хочет спать". Но и это был самый большой фестивальный успех "Головокружения". В 1958-м фильм был выдвинут лишь на две второстепенные оскаровские номинации, зато в 2012-м признан критиками лучшим за всю историю мирового кино. А в биографии Хичкока два приза, полученные в Сан-Себастьяне, почти исчерпывают его фестивальную призовую коллекцию. 

Здесь, иногда на закате своей карьеры, появлялись перед глазами публики живые легенды. Божественная Бетти Дэвис с сигаретой в мундштуке вышла на сцену, чтобы вручить приз Андрею Кончаловскому за фильм "Гомер и Эдди", а несколько дней спустя умерла в Париже от рака легких. Был в истории фестиваля и мрачный период, когда он потерял категорию "А" и реальное влияние. Но в постфранкистской Испании снова ожил — в значительной степени благодаря баскскому национализму. Ведь для политических демаршей международный кинофестиваль со звездами — идеальное место. Как-то на открытии я вручал приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года Педро Альмодовару. А за сценой ждали своего выхода Антонио Бандерас с Мелани Гриффит и ее мамой Типпи Хедрен (легендарной героиней "Птиц" Хичкока). В это время в зале возник шум, организаторы церемонии заметались, кто-то закричал о бомбе. Мелани Гриффит не на шутку занервничала, мужественный Антонио принялся ее успокаивать, объясняя, что на его пассионарной родине просто принято так шалить. Мелани стало немного стыдно: нет, она не трусиха, она всего лишь как честная американка хотела проверить, где запасной выход. Невозмутимее всех вела себя мать Гриффит и теща Бандераса — прошедшая школу ужасов Хичкока "ледяная блондинка" Типпи Хедрен. 

Нынешний юбилей проходит на фоне кризиса, переживаемого испанской экономикой. На 26 сентября, как раз в разгар фестиваля, назначена общенациональная забастовка, и в этот день будут показаны только конкурсные фильмы, остальные просмотры отменены. Не так давно фестиваль перешел на девятидневный режим вместо десятидневного, и это, вероятно, не последний шаг к экономии. Тем не менее конкурсная программа выглядит юбилейной без кавычек: в ней собрано несколько ярких режиссерских имен. Это Бен Аффлек ("Арго"), Фернандо Труэба ("Художник и его модель"), Франсуа Озон ("В доме"), Серджо Кастеллито ("Дважды рожденный"), Лассе Халльстрем ("Гипнотизер"), Барбара Альберт ("Мертвые и живые"), Коста-Гаврас ("Капитал") и даже Дастин Хоффман — режиссер фильма "Квартет". Всего в программе 232 фильма, из них огромная масса испаноязычных. Фестиваль традиционно ориентируется на кино этого региона, но страстно любит также американское и французское. Это заметно по сюжетам великолепных ретроспектив, которыми славится Сан-Себастьян: в этом году их будет две. Первая посвящена Жоржу Франжю — наследнику французского поэтического реализма и основателю (вместе с Анри Ланглуа) Французской синематеки, автору таких киношедевров, как "Тереза Дескейру" и "Жюдекс". Вторая ретроспективная программа называется "Очень смешные вещи. Новая американская комедия" и включает работы таких режиссеров, как Джадд Апатоу, Джон Лэндис, но также Пол Томас Андерсон и Дэвид Гордон Грин, которые считаются "серьезными". 

Вот уже лет десять, если не больше, в Сан-Себастьяне нет российских фильмов: последним в конкурсе был здесь "Любовник" Валерия Тодоровского, получивший два приза. А в свое время российские (тогда советские) фильмы Никиты Михалкова ("Неоконченная пьеса для механического пианино"), Георгия Данелии ("Осенний марафон") и Эмиля Лотяну ("Лаутары", "Табор уходит в небо") были в Сан-Себастьяне фаворитами и победителями. Они обгоняли такие культовые хиты, как "Чужой" Ридли Скотта, и такие национальные испанские достижения, как "Маме исполняется сто лет" Карлоса Сауры. Новый директор фестиваля Хосе Луис Ребординос обещал по мере возможности исправить эту несправедливость и привезти на фестиваль новое российское кино, но, видимо, пока не успел. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?