Из более чем 8000 пропавших без вести немецким спецслужбам пока удалось разыскать примерно четверть – ещё несколько тысяч мигрантов, не достигших совершеннолетия, после въезда в страну направились в неизвестном направлении.
Подавляющее большинство – подростки, лишь примерно 500 из них не перешагнули возрастную планку в 14 лет, до достижения которой они, по немецким законам, являются детьми.
Правозащитники и представители органов внутренних дел ФРГ столкнулись с той же проблемой, что и большинство их европейских коллег: чаще всего поиски безрезультатны – остаётся лишь строить различные версии того, куда могло пропасть такое количество юных беженцев.
По информации, предоставленной ведомством по делам молодёжи, с начала прошлого года Германия приняла у себя около 270 000 несовершеннолетних беженцев из Афганистана, Сирии, Алжира, Марокко, Эритреи и других стран.
При этом каждый десятый из них, по данным правозащитной организации «Save the Children», въехал в страну без сопровождения взрослых. В число пропавших, впрочем, входят и те подростки, чьи семьи просили убежища вместе с ними. Какие предположения можно строить, обладая такими данными?
Если начинать с наиболее оптимистичных вариантов, то стоит принять во внимание передвижения беженцев внутри страны и между европейскими государствами. Власти Евросоюза просто не успевают уследить за тем, куда уходят никак юридически не ограниченные в передвижении мигранты: целые семьи снимаются с места, покидая специализированные центры в неизвестном направлении, и порой их находят на другом конце страны, воссоединившимися с родными и друзьями – но так происходит далеко не всегда.
Чаще всего, уйдя из поля зрения государственной машины, человек как будто растворяется в воздухе. Таким образом германские власти уже «потеряли» немало людей, не все среди которых несовершеннолетние – количество взрослых, местонахождение которых на данный момент неясно, пока не оглашалось официальными источниками.
Куда же ещё, если не к родственникам или в другие страны, отправляются, исчезая с радаров спецслужб, дети-беженцы?
Эксперт международной организации по защите прав детей «Terre des hommes» Барбара Кюпперс делает весьма неутешительные прогнозы: неконтролируемо перемещающиеся подростки – лёгкая добыча для преступных группировок, занимающихся торговлей людьми и другими видами незаконной деятельности – несмотря на отсутствие официально зарегистрированных случаев, есть подтверждения участия юных беженцев в проституции и наркоторговле.
ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) в официальном заявлении предупреждает о том, что несовершеннолетние, составляющие около четверти от всего числа принятых европейскими страны беженцев, более всего подвержены различным опасностям.
Проблема носит международный характер: совместно с федеральным ведомством уголовной полиции, исполняющим в ФРГ роль, аналогичную роли американского ФБР, Европол (международная полицейская служба, одной из главных задач которой является борьба с терроризмом) заявляет о пропаже по всей Европе как минимум 10 000 детей и подростков.
Ещё до обнародования данных по Германии было известно о 5000 исчезнувших в Италии и 1000 в Швеции. Подчёркивается, что 10 000 – весьма оптимистичная оценка, со временем она может быть пересмотрена в сторону повышения.
Глава администрации Европола Брайан Дональд подтверждает тревожную информацию об активности группировок работорговцев и преступников иного рода: пропавшие несовершеннолетние, вполне вероятно, могли стать жертвой их корыстной незаконной деятельности.
Обсуждая таинственную пропажу такого количества будущих молодых мужчин – неудивительно, что среди выходцев из традиционно мусульманских стран крайне мало путешествующих в одиночку девочек-подростков – стоит упомянуть и об угрозе терроризма, нависшей над Европой.
Не далее как в конце прошлого года Ханс-Георг Маасен, глава Федеральной службы защиты конституции Германии (силовой структуры, обеспечивающей соблюдение в ФРГ конституционного порядка), заявил о новых опасностях, которые несёт за собой европейский миграционный кризис последних лет.
По его словам, радикально настроенные местные имамы насаждают экстремистские взгляды в среде мигрантов, благодаря чему запрещённая в большинстве стран мира террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) приобретает новых сторонников в Европе.
Помимо этого, Маасен предупредил о вероятном наличии среди беженцев тайных агентов ИГ (запрещена в России), отправленных с целью вербовки и распространения радикального ислама.
Насколько эта больная для европейских спецслужб тема пересекается с вопросом исчезновения тысяч мигрантских детей и подростков по всему Евросоюзу – покажет время, а простым гражданам европейских государств остаётся лишь надеяться на положительный исход и лёгкое разрешение кризисной ситуации.