Центр виртуальной реальности во французском городке Клермон-Ферран предлагает новый способ прохождения собеседования при трудоустройстве: виртуальную беседу. Суть заключается в том, что человека приглашают в трехметровую комнату, оснащенную гигантскими экранами, на которых 4 робота задают необходимые для трудоустройства вопросы.
Многие эксперты обрушились со шквалом критики на подобную идею, однако сами соискатели не усмотрели в подобном формате ничего предосудительного, а большинство тех, кто прошел это виртуальное собеседование, остались очень довольны.
Директор центра виртуальной реальности Лоран Балейдье с гордостью демонстрирует свою методику.
Роботы управляются оператором дистанционно. Именно от него будет зависеть серия вопросов, предложенных кандидату. В ходе собеседования участнику предлагают ответить на самые разнообразные вопросы, включая желаемый размер заработной платы или предполагаемый карьерный рост. Длительность такого необычного собеседования составляет 30 минут. Для обществ, набирающих персонал, время может быть увеличено до часа.
Несмотря на то, что такой вид организации работы значительно дешевле, специалистам он не нравится, в первую очередь, по причине полного отсутствия человеческого контакта, который, по их мнению, весьма важен при подборе кадров. По мнению психологов, такое собеседование полностью исключает человеческое общение и является весьма рискованным для работодателя. Инженер по научным связям Жюльен Геан также присоединился к тем, кто против виртуальной беседы. Он говорит о том, что гораздо лучше и эффективнее собеседование проводить при человеческом контакте.
Тем не менее, как сообщает Le Matin, 24 из 25 кандидатов, прошедших виртуальную беседу в центре, отметили, что не ощутили отличия от живой беседы с работодателем. У них было полноценное представление о собеседовании.
На сегодняшний день в виртуальном центре найма трудятся шесть человек. Его основное финансирование напрямую зависит от городского комитета и решений Евросоюза. Да и его годовой бюджет является весьма скромным, лишь 200 000 евро в год. Однако есть все шансы, что в текущем году цифра удвоится.
Что касается России, то с кадровыми агентствами в нашей стране ситуация обстоит несколько иначе. Помимо того, что данный вид услуг не пользуется особой популярностью у соискателей, к их помощи все реже прибегают и работодатели.
Как рассказал EUROMAG директор по развитию кадрового агентств «АМИТЕГ Персонал» Сергей Калашников, виртуальное тестирование в России вряд ли имеет смысл, так как рынок услуг подборки кадров еще не достиг такого уровня развития. К тому же, россияне мало доверяют кадровым агентствам, считая, что это всего лишь способ нажиться на тех, кто ищет работу.
«Вообще, идея виртуального собеседника при проведении тестирования соискателя выглядит странной. С таким же успехом уже давно используется удаленное тестирование, либо компьютерный опрос, – сказал эксперт. – Дело же в том, что все эти вопросы составляют лишь часть собеседования. Ответы, безусловно, важны, но не менее важны и невербальные моменты. Как человек реагирует на некоторые вопросы, насколько быстро он отвечает на них и т.д. Не просто же так в кадровых агентствах работают психологи».
«Кроме того, – отметил г-н Калашников, – есть же еще и момент квалификации нанимаемого сотрудника. Одно дело, если вам надо нанять 50 дворников или 20 менеджеров по продажам мобильных телефонов. Другой вопрос, когда дело касается топ-менеджеров или других специалистов высокой квалификации. В последнем случае роботу я бы доверять не стал».
Что касается кадровых агентств в России, то собеседник отметил, что с развитием средств коммуникации их популярность неуклонно падает, так как все больше людей имеют возможность выходить напрямую на работодателя.
«Тут есть два варианта: маленькие компании сами ищут работников и не обращаются к агентствам, а средние и, тем более, крупные, обычно вводят должность менеджера по подбору персонала. Соответственно, услуги кадровых агентств, в большинстве случаев, оказываются неуместными», – добавил он.
Его слова подтверждаются данными, полученными Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Все больше компаний переходят на формат собеседования с будущим сотрудником посредством интернета, так как это менее затратно и позволяет даже крупной компании сократить штат рекрутеров.
Согласно итогам исследования, 28% российских компаний уже сейчас активно используют собеседование с кандидатами через Skype.
По словам представителей компаний, такие интервью чаще всего проводятся с соискателями из других городов, когда компания, к примеру, набирает персонал для своих региональных подразделений. Кроме того, Skype нередко используют для проведения предварительных интервью, а также с кандидатами, которые по каким-либо причинам (еще не уволились с прежнего места работы, болеют и т. п.) не могут лично явиться в офис.
Чаще Skype для проведения собеседований с кандидатами используют в компаниях с численностью сотрудников от 500 до 1 000 человек (43%). При этом наиболее часто такие интервью практикуются при наборе кандидатов на региональные позиции (56%) и позиции в сфере топ-менеджмента (26%).