И только в одной отрасли производства царят спокойствие и оптимизм. Испанские виноделы достойно борются за свое место на прилавках, хотя любящие хорошее винцо соотечественники по понятным причинам выпивать стали меньше: в прошлом году потребление алкоголя снизилось на 8 процентов по сравнению с 2010-ым.
Но спасает испанцев старое, доброе дело, совершенное их предками еще в давние времена. Тогда в окрестностях Реймса, где только и производят напиток, имеющий право носить гордое имя "Шампанское", вымирали все виноградники. И отзывчивые испанцы пошли навстречу конкурентам французам. Позволили им вывезти и посадить у себя на родине ростки виноградной лозы. И когда беда ушла с французской земли, виноделы Реймса в первый и в последний раз за долгую историю пошли на уступки. Они разрешили выручившим их соседям называть одно из шипучих вин - "Фрексинет", сделанных абсолютно точно также, как в Реймсе, настоящим шампанским.
Как же это пригодилось испанцам сегодня, в дни депрессии. Накануне грядущего Рождества во всем мире просыпается интерес к шампанским винам. Даже бедные выкраивают свои денежки, чтобы позволить себе пропустить глоток прекрасного напитка. А "Фрексинет" стоит подешевле роскошных марок, выпускаемых в Реймсе. Да и по вкусу им не уступает.
Поэтому в Испании точно уверены, что они смогут поставить на мировые прилавки 35 миллионов бутылок своего шампанского. А это значит, что хотя бы в виноделии не будет безработицы, и даже возникнут пусть и временные, но полноценные рабочие места. Особенно в Каталонии, где климат такой благоприятный и мягкий.
Красное испанское идет тоже неплохо. И Испания остается в тройке трех ведущих производителей вина после Италии и Франции. Испанцы прикупили виноградники в Калифорнии, Австралии, Мексике и Аргентине, где выпускают вина по своим рецептам.
Всего же прибыль в оскудевшую казну может составить около полумиллиарда евро. Что ж, и в Рождество, и в Новый год у испанцев есть отличный повод поднять бокал, лучше бы шампанского, за своих виноделов.