Slon.ru: Белорусы мигрируют в Россию

После 300% девальвации и апрельского теракта в метро белорусский островок безопасности и экономической стабильности растерял свою привлекательность. Еще пару лет назад трудовая миграция в Россию была довольно редким явлением: темпы строительства жилья в Белоруссии росли, покупательная способность зарплат была в целом сравнима с российской, так что из Белоруссии если кто-то и уезжал, то студенты и в основном на Запад. Но за один год все изменилось.

«У моей семьи валютный кредит. Брали на машину перед повышением пошлин. Чтобы платить каждый месяц по $300, у нас просто нет денег, – рассказывает 42-летний инженер-строитель Вадим. – В Белоруссии все стройки будут заморожены, и в 2012 году работы точно не будет. Вот я и поехал в Москву. В будущем я собираюсь перевезти в Россию и семью». Вадим решился на то, чтобы уехать в Россию после того, как это сделал его друг, маляр, у которого после отъезда на заработки в Подмосковье, «семья наконец-то зажила нормальной жизнью».

По официальным данным, в 2010 году за границу уехали более 5 000 белорусов. За январь–сентябрь текущего года страну покинули еще 4 800 человек. Но это только те мигранты, кто официально зарегистрировал свой отъезд. «Реальное количество убывших может серьезно отличаться», – признает старший инспектор отдела внешней миграции МВД Наталья Катикова. Ведь главное направление трудовой миграции белорусов – это Россия, а при пересечении белорусско-российской границы никаких отметок в паспортах не делается. А еще есть нелегальная миграция в Европу.

Точных сведений о масштабах трудовой миграции из Белоруссии нет, но о серьезности проблемы говорит уже то, что ее существование публично признали белорусские власти. Лукашенко даже предложил очередное нестандартное решение проблемы «летунов»: «Ты поехал неорганизованно зарабатывать в другое государство и в страну денег не приносишь. Поезжай. Но, первое – коммунальные услуги стопроцентно семья оплачивает. Медицинское обеспечение твое личное, а семью, детей мы не трогаем, тоже стопроцентно оплачиваешь». Сейчас белорусское государство утверждает, что население платит за услуги ЖКХ только 30% от их себестоимости – остальное покрывается за счет субсидий. Медицина в Белоруссии и правда бесплатная, а врачи больших взяток не берут. 

Но вряд ли эти льготы способны удержать работников. В Москве, по словам строителей, им удается зарабатывать $1500–$3000 в месяц. Люди, участвующие в строительстве автомагистрали Москва – Петербург, зарабатывают как минимум $2000 чистыми. В Белоруссии же строители сейчас могут рассчитывать максимум на $200, дорожные инженеры – на $250. Раньше в Белоруссии молодежь удерживали возможностью получения льготного кредита на жилье. Теперь эту госпрограмму серьезно сократили. Ставки по потребительским кредитам в отдельных банках превысили 100% годовых, ставка рефинансирования нацбанка достигла 40%.

По данным Белстата, в октябре 2011 года средняя зарплата в стране составляла 2 318 000 белорусских рублей. То есть $266 по тогдашнему курсу. Даже если не брать в расчет издержки официальной белорусской статистики, все равно получается в несколько раз меньше, чем в России. У квалифицированных специалистов разница еще больше. К тому же, белорусам гораздо проще устроиться на работу в России, чем например, таджикам или украинцам. Никаких дополнительных процедур и разрешений им не требуется. 

Недавно премьер-министр страны Михаил Мясникович констатировал, что ценные кадры теряют быстрее других отрасли строительства, машиностроения и нефтегазовой индустрии. Глава правительства тогда приказал «сдерживать отток высококвалифицированных кадров». Каким именно образом это необходимо делать, он не уточнил. Но чиновники на местах все поняли и без уточнений. Гродненский облисполком, например, рекомендовал руководителям госучреждений «ограничить увольнение работников по соглашению сторон». 

По белорусскому законодательству, уволиться работник может только с согласия работодателя. Если же добиться увольнения за прогулы, то есть «по статье», то тогда можно навсегда забыть о карьере на любом государственном предприятии. В стране, где более 70% ВВП создает госсектор, это очень серьезная угроза. Поэтому неофициальный запрет на увольнение по собственному желанию означает для белорусов что-то вроде введения крепостного права. 

Белорусские власти надеются, что скоро все опять наладится. Министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина обещает остающимся, «наряду с повышением оплаты труда, вести строительство жилья, расширять возможности проживания в общежитии, улучшать условия работы и отдыха». Но даже по официальному прогнозу властей, в следующем году средняя реальная зарплата в Белоруссии, с учетом инфляции, вырастет всего на 3,6%. С такими показателями бороться с трудовой миграцией будет очень трудно.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?