Великобритания, безусловно, сохранит историческое здание Вестминстерского дворца. Не допускайте даже мысли, что девелоперу позволят по своему усмотрению изменить назначение и облик этого памятника истории. Так что с приобретением здания любой инвестор получит невероятно тяжелое бремя его содержания. Титульный владелец вовсе не ограничится необходимыми первоначальными инвестициями: ему будут указаны многочисленные требования по будущему содержанию дворца и даже конкретные подрядчики, которые должны заниматься его охраной и жизнеобеспечением.
Вспоминается встреча Владимира Путина с Олегом Дерипаской в Геленджике, где «Базэл» только что построил отличное здание для аэропорта. Путин спрашивает у Дерипаски: «А когда же появится главное здание аэропорта?» На что получил ответ: мол, оно и есть. Премьер повторил вопрос о дате появления монументального сооружения, на что непонятливый олигарх повторно сообщил: «Все запланированные работы уже завершены». Лишь третий правильно поставленный вопрос о точных сроках появления величественного здания нового аэропорта вернул Дерипаску на землю, и он пообещал в конкретные сроки порадовать жителей и гостей курорта грандиозным сооружением. Мэр Геленджика умело заставляет инвесторов приводить в порядок набережную. После исполнения этих работ многие из них с удивлением обнаруживали, что они должны еще и установить общественный туалет. А этот объект, в соответствии с градостроительными планами, должен обойтись в лишние 35 млн рублей. Некоторые пили, другие плакали. Но избежать затрат на практике не сумел, насколько я знаю, никто.
В случае с Вестминстерским дворцом сценарий развития событий будет не столь стремительным, намеки и указания – не столь прямолинейны, наезды примут форму пируэтов и комплиментов с участием премьер-министра и, возможно, королевы, но суть та же: назвался груздем – полезай в кузов.
Великобритания с радостью продаст Вестминстерский дворец. При этом решение, где будет располагаться парламент или премьер, никогда не войдет в компетенцию инвестора. Он получит великие титулы, награды из рук премьера и королевы, всемирное признание его крутизны и величия... Но цену за это заплатит немалую.
Кто мог бы выступить инвестором? Представитель коренного населения бывшей колонии Великобритании может купить дворец в доказательство своей высшей свободы. Или отдельный обладатель многомиллиардного состояния так ответит на заявления коллег по цеху по участию в судьбе страны в трудные кризисные времена. Возможно, кто-то со своими деньгами выйдет из тени и прикупит до кучи индульгенцию по совершенным ранее грехам, получит виртуальное обещание по освобождению от потенциального преследования по закону. Может так случиться, что подобная сделка окажется как нельзя кстати под какие-нибудь выборы, а целью будет поставлено показательное выступление по теме величия отдельной державы. Например, в случае России достаточно сделать звонок, пригласить еще ничего не ведающего покупателя и сообщить вассалу о необходимости принять столь ожидаемое решение. Всего-то делов: купить Вестминстерский дворец!
Проблемы в том, что страна расстанется с историческом памятником, в развитых странах никто не видит давно. Франция успешно продает свои замки. Причем покупатель не только несет бремя их содержания, но и обязан предоставлять свою недвижимость для экскурсий и туристов. Не может он там запереться и чувствовать себя эдаким средневековым европейским правителем. Зато как круто друзьям сообщить, мол «прикупил тут на днях дворец семнадцатого века в Иль де Франс». Такая смелая распродажа позволяет нам – обычным гражданам – отдыхать в замках и дворцах, а Франции – содержать эти самые дворцы в прекрасном состоянии, оставаясь для всего мира источником просвещения и культуры. Другими словами, внутреннего тормоза в вопросе, не продать ли Вестминстер, вообще, не существует. Если есть среди местных и влиятельных кто-то с возражениями, патриот или националист, – пусть сам купит или фонд организует: Лондонская биржа всего в 8 минутах пути. Как раз такими действиями можно большую цену набить.