Slon.ru: Словения выбрала сербского премьера

Два десятилетия – критический срок для любого режима. За это время успевает вырасти и вступить в активную жизнь новое поколение, которое не помнит предыдущей трансформации и без особого уважения относится к набору ценностей своих родителей.

Именно столько времени прошло с распада соцлагеря. В России из-за авторитарного режима эта перемена больше заметна на уровне общественных настроений, а не в результатах выборов. Но в более свободной Восточной Европе политическая жизнь уже год активно выдает одно избирательное чудо за другим.

Сначала в Латвии, впервые за всю историю независимости, первое место на парламентских выборах заняла русская партия. Потом в Польше в сейм с третьей по размеру фракцией вдруг прошла партия с антикатолическими и антиамериканскими лозунгами. И вот теперь Словения выбрала премьер-министром этнического серба Зорана Янковича, хотя всего 20 лет назад словенцы воевали с сербами за право выйти из Югославии. 

Серб во главе Словении по степени удивительности сопоставим только с русским премьером в одной из стран Прибалтики. Большую часть XX века словенцы жили в страхе, что их маленький, но высокоразвитый народ будет ассимилирован несметной сербохорватской ордой. Во вторую мировую войну они были готовы воевать на стороне нацистов, лишь бы не возвращаться под власть Белграда. 

Но нацисты проиграли, и словенцам пришлось еще 40 лет кормить остальных югославов. Мало того, за эти годы к ним за легкой жизнью понаехали десятки тысяч сербов и хорватов. Сразу после обретения независимости в 1991 году власти Словении попытались исправить ситуацию, вычеркнув из числа граждан около 10% жителей республики как недостаточно коренных. Но потом, под давлением ЕС, почти всем понаехавшим гражданство пришлось вернуть. 

Сейчас выходцы из других республик Югославии составляют почти 15% населения Словении, но официальным меньшинством они не считаются.  В отличие от венгров и итальянцев, у которых такой статус даже закреплен в конституции, хотя их всего 0,4% и 0,2%. То же самое с языками: помимо словенского, официальный статус есть только у венгерского и итальянского. Для сербохорватского, которым владеют две три населения, ничего такого не предусмотрено.

По всем правилам, человек с такой откровенно сербской фамилией Янкович вообще не мог стать в Словении политиком. А у нового словенского премьера Зорана Янковича сербская не только фамилия, но еще и отец, и место рождения. Из родного сербского Смередева в Словению он переехал только в 12 лет – классический оккупант. 

Человек адекватный, Янкович понимал, что с такой фамилией карьера общественного деятеля для него невозможна. Поэтому, как и полагается в таких случаях, пошел в торговлю. В 1997–2005 г.г. он возглавлял словенскую торговую сеть Mercator, которая при нем превратилась в крупнейшую в Юго-Восточной Европе, выйдя на рынки почти всех бывших республик Югославии. Сейчас у Mercator полторы тысячи магазинов по всем Балканам и капитализация в размере 600 млн евро. 

Политиком Янкович стал вынужденно. В 2004 году к власти в Словении пришли националисты, которые решили, что серб во главе одной из крупнейших словенских компаний – это не правильно. Не для того они побеждали в Десятидневной войне с Югославией, чтобы сербы по-прежнему всем заправляли. Под давлением правительства в 2005 году Янковичу пришлось уйти из Mercator. Но меньше, чем через год, в 2006-м, он был избран мэром Любляны. Жители столицы Словении менее склонны к националистической паранойе. К тому же, большинство выходцев из бывшей Югославии живет именно в Любляне. 

Как и в случае с русским мэром Риги Нилом Ушаковым, казалось, что это – предел. Космополитичная столица еще может проголосовать за серба, но консервативная католическая провинция – никогда. Тем более, что на этих выборах у националистов был замечательный кандидат – Янез Янша, один из отцов словенской независимости. 

С его ареста в 1988 году в Словении начались протесты против Белграда. В 1991 году, во время Десятидневной войны с Югославией он был министром обороны Словении и выиграл войну за независимость. Наконец, Янша был премьер-министром страны в 2004–2008 г.г. – в самый сытый и благополучный период в словенской истории – и вовремя отдал власть социал-демократам. 

За три года кризиса рейтинг правящих левых упал с 30% до 10%. Предвыборные опросы обещали победу правым националистам Янши с невиданным в Словении результатом под 40%. Но вместо того, чтобы стать второй Венгрией, Словения вдруг выбрала премьером серба Янковича, чья партия «Позитивная Словения» была создана за полтора месяца до выборов. 

Старые, надежные рецепты популярности вдруг перестали работать. Кризис еврозоны оказался настолько важнее борьбы с заговорами 

коммунистической мафии, что словенцы предпочли выбрать премьером миллионера-серба, а не этнически правильного героя войны за независимость. Теперь – очередь за первым русским премьером в Прибалтике. Главное, чтобы оставшиеся избиратели не успели разъехаться по скандинавским ресторанам до ближайших выборов. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?