«Я договорился о соглашении, которое даст Великобритании специальный статус в ЕС», - так британский премьер-министр Дэвид Кэмерон подвел итоги рекордного по продолжительности саммита Европейского союза.
Он завершился в ночь на субботу в Брюсселе заключением соглашения, выводящего страну с третьей по размеру экономикой в ЕС на финишную прямую к историческому референдуму. На нем британцам предстоит решить, хотят ли они оставаться членами сообщества из 28 стран или предпочитают пойти по пути евроизоляции.
«Наше место - внутри реформированного ЕС. Великобритания в нем будет сильнее», - сказал он, добавив, что будет «рекомендовать Великобритании остаться в ЕС».
Однако теперь от Кэмерона, инициировавшего этот референдум, уже ничего не зависит. Согласно последним опросам, число сторонников и противников выхода Великобритании из Европейского союза почти сравнялось. За так называемый Brexit - выход Британии из ЕС - сейчас высказались 38% опрошенных. Против - 37%.
Референдум о выходе Великобритании из Евросоюза назначен на 23 июня. Тем временем, эксперты уже спрогнозировали три сценария развития страны в случае выхода из альянса, отмечает Financial Times.
Расцвет Британии
Наиболее благоприятным для Лондона выглядит модель, согласно которой Brexit проходит упорядоченно, стране удается избежать потрясений в краткосрочной перспективе, а в среднесрочной британцев ожидает процветание.
Эксперты выделяют четыре условия, необходимые для реализации этого пути. Для сокращения бремени регулятивных барьеров ЕС Британия должна выйти из-под действия этих барьеров.
Для установления контроля над своими границами страна должна ввести иммиграционную политику, отменяющую приоритеты для граждан ЕС. Для сокращения стоимости своего членства страна отказывается от выплаты 13 млрд фунтов членского взноса (7 млрд из них компенсируется помощью, которую ЕС оказывает Британии). Чтобы предотвратить срыв в торговых потоках, от которых Британия за 40 лет членства в ЕС так привыкла зависеть, страна должна добиться новых соглашений как с ЕС, так и со странами вне Евросоюза.
Сторонники выхода считают, что все беды Британии идут от протекционистской политики Евросоюза, однако большинство экономистов страны уверены, что Туманный Альбион не сможет существовать вне свободного рынка альянса. Таким образом, после выхода из ЕС Лондону все равно придется заключать огромное количество соглашений. Да, формально это уже не будет членством в Евросоюзе, однако условия этих соглашений будет диктовать Брюссель.
Болезненный переход
Более реальным выглядит ситуация, при которой выход из Евросоюза нанесет тяжелейший удар по экономике страны и серьезно снизит уровень заработка и качество жизни в Британии.
Тем не менее, этот сценарий откроет перспективы налаживания экономических связей с другими странами. Это в перспективе может дать серьезный толчок британской экономике, однако нет гарантий, что договоренности с другими странами в обход ЕС будут выгодными для Лондона. В то же время, пока не будут заключены соглашения между Лондоном и Брюсселем, инвестиционный климат в Британии резко ухудшится, а фунт серьезно упадет по сравнению с евро и долларом.
Кроме того, экономисты уверены, что переходным периодом проблемы Лондона не ограничатся, так как финансовая система уже давно плотно связана с Евросоюзом, в отличии от приводимых в пример Норвегии и Швейцарии, которые строили свои экономики параллельно с развитием альянса.
Катастрофа
Многие специалисты также говорят о перспективе большой экономической катастрофы, так как пока Кэмерон портит отношения с Брюсселем, перспектив дружбы с третьими странами не наблюдается.
В результате выхода страны из альянса резко снизится поток рабочей силы и доступ к европейскому рынку товаров и услуг. Несмотря на кризис, экономики стран Евросоюза куда меньше зависят от Британии, чем экономика Туманного Альбиона от ЕС.
Этот сценарий рассматривается как наиболее вероятный сторонниками сохранения членства Британии в ЕС. Они считают, что страна в погоне за мнимой свободой в экономике испортит отношения со всеми партнерами и окажется в изоляции. Кроме того, снижение притока рабочей силы из стран Евросоюза серьезно изменит уровень жизни самих британцев.
Упрекая оптимистов, сторонники членства в Евросоюзе отмечают, что даже такой политический союзник, как США, предпочтет в экономике подписать договор с Евросоюзом, а не с Британией. Их противники, в свою очередь, обвиняют оппонентов в том, что последние слишком много значения придают торговле, забывая о политической свободе и экономической стратегии.