Однако закон о туристской деятельности, регулирующий размер и механизм предоставления компаниями финансовых гарантий, этим летом тоже претерпел изменения — для некоторых крупных туроператоров он понизился, а это значит, что их клиенты опять окажутся в зоне риска. Корреспондент «Пятницы» поговорил с первым вице-президентом Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимиром Канторовичем о том, что ждет в ближайшее время российских туристов, отправляющихся за рубеж, и иностранных путешественников, приезжающих в нашу страну.
— В чем суть поправок к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», почему вокруг них было столько споров?
— Они касались в основном финансовых гарантий, которые должны предоставлять операторы, занимающиеся выездным туризмом. Закон о фингарантиях впервые был принят в 2007 году. Вот его cуть: чтобы иметь входной билет на рынок, туроператоры должны страховаться на случай банкротства и предоставлять гарантию того, что смогут вернуть клиентам деньги, потраченные на путевку. Поскольку операторы банкротились один за другим и денег на выплаты у них не было, этот закон оказался очень своевременным. Но проблема была в том, что, во-первых, крупным игрокам денег на выплаты (фингарантия составляла 100 миллионов рублей) не всегда хватало. Во-вторых, страховщик зачастую банкротился вслед за туроператором. Поэтому требовалось поднять сумму фингарантий для крупных игроков и дать Федеральному агентству по туризму РФ возможность проверять надежность страховых компаний. Вот и все. Казалось бы, просто.
— А вместо этого?
— А вместо этого — бред. Допуск на рынок страховых компаний никоим образом не упорядочили, а в части размера финансовых гарантий поправки написаны настолько коряво, что для многих крупных туроператоров они фактически снизятся, причем в разы, а если для кого и повысятся, то крайне незначительно. В случае банкротства компании турист по-прежнему оказывается очень слабо защищен.
— То, что вы рассказываете, может вызывать только одну реакцию: надо держаться от туроператоров подальше.
— Это ваше право. Но подавляющее большинство людей хотят отдыхать в Турции, им нужны чартеры, туристические автобусы, блоки мест в гостиницах, которые оператор выкупает оптом, что гораздо дешевле, чем индивидуальное бронирование. То же самое касается и билетов на чартеры.
— Кстати о билетах. Как вы оцениваете появление «Трансаэро» на французском направлении? Билеты подешевеют?
— То, что монополия «Аэрофлота» на этом направлении разрушена, — очень хорошо. АТОР приложил к этому немало усилий. Но один ежедневный рейс «Трансаэро» против восьми ежедневных объединенных рейсов «Аэрофлота» и Air France погоды не сделают. А в Ниццу вообще назначили «дочку» «Аэрофлота» — компанию «Россия». Это смех, а не конкуренция. И еще одна особенность: нет чартеров на этом направлении. Если раньше чартерные компании должны были согласовывать рейсы с «Аэрофлотом» и Air France, то теперь им придется договариваться еще с двумя перевозчиками. И те, конечно, не разрешат. Так что массового выездного туризма на этом направлении не предвидится.
— Пусть на билетах сэкономить не удастся, зато для поездок во Францию и в целом в Европу оператор точно не нужен.
— Это смотря какие у вас планы. Если вы осматриваете классическую Италию, десять городов за пять дней, то здесь опять же нужны и автобус, и гид. А если хотите пожить недельку в Риме, то, конечно, справитесь сами. Но индивидуальных туристов — ничтожное меньшинство от ничтожного меньшинства наших граждан, выезжающих за рубеж.
— Пусть россияне мало ездят за границу, но иностранцы-то к нам приезжают? По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), здесь наблюдается рост. Да и туристический имидж Москвы меняется в лучшую сторону.
— Да ничего здесь не меняется. И туристов становится меньше с каждым годом. Никаких 4 миллионов, о которых рапортует РСТ. От силы 500 тысяч.
— Да? Почему?
— Рекламы России за рубежом нет. Достопримечательностей в Москве остается все меньше, с гидами катастрофа. Вы знаете, что в Кремле туристическим компаниям навязывают гидов, которые зачастую по-английски говорить не умеют? Но главное — в Москве негде жить. Все дешевые гостиницы разрушены или перепрофилированы.
— А хостелы? А гостиницы «три звезды» — ведь они появляются, об этом много говорят.
— Так разговоры есть, а гостиниц нет. Может быть, где-то на окраинах, но как в центр добираться по пробкам? А в пределах Садового уже нет свободного участка земли под гостиницу, а если появится, то он будет стоить столько, что дешевого отеля на нем не построить. Так устроена система, и она пока не меняется. Я когда-то строил гостиницу, мне нужно было собрать 520 разрешительных подписей. Это занимало года три. А само строительство — месяцев десять. Невыгодно! Пятизвездочные гостиницы окупаются в Москве за восемь лет, четырехзвездочные — за двенадцать, а трехзвездочные не окупаются никогда. В центре выделяют место под гостиницу, потом она незаметно превращается в гостинично-офисный центр, а потом просто в офисный центр.
— А в регионах и Петербурге все так же мрачно?
— В Питере, конечно, туристу интереснее, там есть на что посмотреть и есть бюджетные гостиницы. В Суздале раньше был только один гостиничный комплекс, а теперь их стало много. Потому что там было больше свободных площадей и меньше коррупции, уровень которой Медведев оценил как беспредельный. А про другие регионы нет смысла говорить. Москва, Питер, «Золотое кольцо» — иностранцы ездят только туда.
— А российских туристов вы вообще не берете в расчет?
— Послушайте, ну какой внутренний туризм при таких ценах на авиабилеты? Если люди и разоряются на перелет, то только чтобы отправиться на море.
— Вы скептически настроены.
— Просто я уже 22 года туризмом занимаюсь.