Ведомости: Новый президент Сербии

Новым президентом Сербии на днях был избран 60-летний Томислав Николич. Его стремление к власти поражает — он занял этот пост с третьей попытки. Возможно, именно такой целеустремленный лидер и нужен Сербии, которой в ближайшие годы предстоит решить множество важных проблем.

Томислав Николич — носитель традиционных консервативных ценностей, Сербия сама по себе страна больших традиций, сельских традиций, и он в этом смысле яркий представитель традиционных консервативных взглядов, рассказывает лично знакомый с президентом управляющий партнер Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. Его противник, экс-президент Борис Тадич, по словам эксперта, представлял модернистские круги. Николич абсолютно не сложный в общении человек, дружелюбный, с ним будет легко вести переговоры, он такой коренной человек, родился в центральной Сербии, всю жизнь прожил с одной женой, продолжает Бондаренко. У политика есть дом в центральной части страны, где он делает прекрасную айвовую ракию. Один из его сыновей тоже занимается политикой. Николич из тех людей, которые долго идут к своей цели и достигают ее. «Это вершина моей политической карьеры и один из самых счастливых дней в моей жизни», — заявил Николич после своей победы (цитата по «РИА Новости»). Николич участвовал во всех президентских кампаниях. В 2000 г. он баллотировался на пост президента Союзной Республики Югославии, но выборы не состоялись, а после раздела Союза — в 2003, 2004 и 2008 гг. на пост президента Сербии. В 2008 г. он проиграл Тадичу во втором туре. В этот раз второй тур принес ему победу с незначительным отрывом. Он победил с результатом 50,21%. Лидер демпартии и бывший президент Борис Тадич набрал 46,77%. Таким образом, за Николича проголосовало 1,52 млн сербов, а за Тадича — 1,49 млн. Явка составила 46%.

В этот раз за него проголосовала срединная Сербия и впервые в истории — Белград. Он на 2% опередил Тадича в столице, хорошие показатели у него были и в индустриальных городах, говорит Бондаренко. Главным лозунгом кампании был «Сдвинем Сербию», прежде всего в экономике. Пока ситуация не очень хорошая: безработица — более 20%, а средняя зарплата в районе — 250 евро.

Президент из провинции

Николич родился в 1952 г. в Крагуеваце — одном из крупнейших городов Сербии в 100 с лишним километрах к югу от Белграда. В Крагуеваце Николич окончил строительное отделение технического училища. Потом поступил на юрфак, но бросил его в 1971 г. и занялся строительством дорог. Коллеги Николича описывали его как «проказника и пройдоху», утверждает сербская газета «Политика».

В 1978 г. он создал и возглавил инвестиционное подразделение компании 22.decembar в Крагуеваце. В 1990-1992 гг. был техническим директором коммунальной службы города.

Тогда же Николич ударился в политику. Он находчив и остёр на язык, что не раз помогало ему. Так, во время выборов 2008 г. на улицах раздавали листовки с обведенным белым контуром человеческого тела на асфальте и надписью «Вспомни 90-е». По замыслу их автора они должны были оттолкнуть избирателей от радикалов, напомнив про войну. Когда при журналистах эту листовку показали Николичу и попросили прокомментировать, он быстро нашелся: «Это портрет Бориса Тадича! Может быть, не все его узнают, но это точно он. Политически после 3 февраля…».

В феврале 1991 г. Народная радикальная партия Сербии объединилась с Сербским четническим движением. Новая структура была названа Сербской радикальной партией (СРП), а возглавил ее сербский политик-националист Воислав Шешель, который уже более девяти лет находится в заключении в Гааге, где получил уже два обвинительных приговора в организованном Международным трибуналом по бывшей Югославии судебном процессе.

Николич вступил в СРП и уже через восемь месяцев был назначен первым заместителем председателя партии. Его учителем в политике стал сам Шешель. «Шешель — самый крупный интеллектуал, которого я встречал в жизни. Он мне советовал (и я не стыжусь говорить об этом), какие книги я должен прочитать в первую очередь, если собираюсь быть успешным политиком. Я прислушался к его советам. Я много учился и многому выучился», — цитирует Николича информационный проект (сайт на русском языке и газета «Стяг» на сербском языке) «Српска.ру».

В 1992 г. радикалы заняли на выборах в Скупщину (парламент) Сербии второе место, уступив только Социалистической партии Сербии Слободана Милошевича. Так Николич впервые стал депутатом и возглавил фракцию СРП. В 1998 г. его политическая карьера выходит на новый уровень. Шешель заключает союз с Милошевичем и продвигает Николича на пост заместителя премьер-министра Сербии, а с 1999 г. — Союзной Республики Югославии. В 2000 г. Николич впервые участвует в президентской гонке.

В сентябре 2008 г. Николич ушел из СРП из-за разногласий по поводу подписанного Сербией и ЕС Соглашения о стабильности и ассоциации. Николич выступал за ее ратификацию, Шешель — против. Уже в октябре Николич основал свою партию — Сербскую прогрессивную партию (СПП) и стал лидером фракции в Скупщине, объединив около 20 депутатов. За свою политическую карьеру он понемногу сдвигался от крайних правых взглядов к правоцентристским и стал исповедовать более толерантные взгляды, пишет ABC News. Николич создал себе образ парня из народа, с которым могут проассоциировать себя многие избиратели, он обрушился на коррупцию среди элиты и объявил себя жертвой травли со стороны СМИ. Ему поверили, заключает ABC News.

Россия — приоритет

Николич прекрасно известен в Москве. В многочисленных интервью российским изданиям он не раз заявлял о необходимости развивать стратегические отношения с Россией. В России тоже делали на него ставку. Отступив от дипломатического протокола, Николича открыто поддержал посол России в Сербии Александр Конузин.

Николич имеет непреодолимую репутацию русофила. Одна из его любимых книг — «Тихий Дон». При Иосипе Броз Тито вся русская классика издавалась на сербском, но Николич понимает и русский язык, рассказывает Бондаренко, может немного говорить по-русски, говорит и по-английски. В Москве Николич бывал тысячи раз. На последних президентских выборах был наблюдателем. В 2008 г. встречался с Дмитрием Медведевым. Сложно сказать, кого он не знает из российской элиты, замечает Бондаренко.

Первый зарубежный визит сербский лидер нанесет именно в Россию. Он прибудет в Россию в конце недели на съезд «Единой России», сообщило «РИА Новости». У него запланированы встречи с премьером Дмитрием Медведевым и президентом Владимиром Путиным, знает человек из его окружения. Николич не раз признавался в личных симпатиях к Владимиру Путину. «Для сербов Путин стал первым российским постсоветским политиком, который показал, что понимает наши проблемы, и который дал понять, что Россия станет надежным партнером. Не будет преувеличением сказать, что сейчас в Сербии он вызывает больше положительных эмоций, чем наш собственный президент. Если бы он участвовал в сербских выборах, то он бы точно опередил действующего президента Бориса Тадича. Я бы еще посопротивлялся, но, думаю, тоже бы ему проиграл», — говорил Николич «Известиям». «Мы хотим быть опорой Российской Федерации в Европе. Надеюсь, что после майских выборов у меня будет больше возможностей, чтобы создать для этого более благоприятные условия. Сербия очень рассчитывает на реализацию проекта “Южный поток”, который сделает нашу страну стратегически важным партнером России по поставкам газа в Западную Европу <...> Но этим взаимоотношения России и Сербии в экономической сфере не должны ограничиваться. Нам нужно не только сырье, но и готовая продукция. Мы выступаем за всестороннее развитие отношений с Россией», — декларировал он в том же интервью.

Николич допускает, что ради России его страна может отказаться от членства в ЕС. Однако эксперты не думают, что до этого дойдет. «И если придется выбирать между мифической интеграцией в Европу, которая грозит обернуться крахом сельского хозяйства и промышленности Сербии, и вполне реальным союзом с Москвой, означающим строительство “Южного потока” и сохранение беспошлинной торговли, мы, не раздумывая, выберем второе <...> Ведь без России и без Косова Евросоюз нам не нужен», — обещал новый сербский лидер в интервью журналу «Однако».

Николич будет заинтересован в российских инвестициях, в контактах с бизнесом, в крупных проектах, начиная от покупки «Аэрофлотом» сербской JAT и заканчивая скорейшим приходом в страну российских банков. Пока в Сербии работает только «Банк Москвы». Сербия же заинтересована в сбыте своей сельскохозяйственной продукции в Россию. Николич говорил, что его страна может прокормить всю Москву, Белграду же может быть интересно закупать в России удобрения и сельхозтехнику, активизируется и гуманитарное сотрудничество, уже восстанавливают преподавание русского в школах — в качестве второго иностранного, идет речь об открытии российско-сербского совместного университета, рассказывает Бондаренко.

«Я бы хотел сделать так, чтобы у нас образовалось много сотен фабрик, которые бы работали в сотрудничестве с Россией и для России», — говорил Николич в интервью Regnum. При этом для развития отношений, по его словам, уже есть базис: «У Сербии нет никаких ограничений в торговле с Россией, у нас практически таможни нет с Российской Федерацией. Все товары можно ввозить без пошлин, за исключением автомобильной промышленности. Сербия де-факто входит в Таможенный союз с Россией».

Есть скептики, которые говорят, что Николич может пойти по пути президента Украины Виктора Януковича, не выполнившего в отношении России многие предвыборные обещания. Однако будущее зависит от России и ее готовности расширять сотрудничество в Сербией. Она может стать лучшим партнером России на Балканах, важно понимать, что членство в ЕС — это вопрос не завтрашнего дня, даже по прогнозам еврооптимистов это может занять лет восемь, считает Бондаренко. Ранее уже говорилось, что Сербия может стать наблюдателем в Евразийском союзе или Парламентской ассамблее ОДКБ. Однако, по мнению историка, ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Сергея Романенко, прославление Путина и России в некоторой степени обусловлено тем, что он был в оппозиции — и поэтому вынужден был противопоставлять себя европейской линии Тадича.

Европейский ориентир

Однако, говоря о союзе с Россией, Николич не отрицает, что членство в Европейском союзе остается одним из приоритетов Сербии. «Что я обещал, то и намерен исполнять: Сербия не свернет с европейского пути. Сербия хочет защитить свой народ в Косове и Метохии. Эти выборы не были референдумом по поводу того, кто поведет Сербию в ЕС, а кто — нет», — заявил Николич в своем штабе сразу после победы (цитата по «РИА Новости»).

По его словам, выборы были референдумом по доверию в решении внутренних проблем, которые создала демпартия Тадича и потерпела поражение.

В числе приоритетных задач он назвал борьбу с экономическими проблемами, криминалом и коррупцией. Николич также сообщил о намерении подать в отставку с поста СПП, чтобы «стать президентом всех сербов».

Статус кандидата на вступление в ЕС Сербия получила в начале этого года. Это было главным приоритетом Тадича. Не отказываясь от этого приоритета, новый президент намерен добиться от Брюсселя максимально комфортных условий присоединения. «Мы хотим перестройки нашего государства в правовом порядке, в соответствии со стандартами Евросоюза. И параллельно с этим я уверен в необходимости углубления контактов с Российской Федерацией».

«Если он повернет от Европы, то он явно ничего не получит. Парадоксальным образом Россия заинтересована, чтобы Сербия вошла в Европу. В качестве президента он первой задачей поставил политику на вступление в Европейский союз, и это поддерживает большинство сербов, многие хотят, чтобы Сербия вступила в Европу. Чисто стратегически ни у одного политика другой линии просто нет, и сотрудничество с Россией не может заменить сотрудничество с ЕС. Все соседи Сербии заявили о своем желании стать членами ЕС, и она не может позволить себе остаться серым пятном. Приняты к тому же стратегические документы — стратегия нацбезопасности и военная доктрина, где говорится о намерении страны, а не партии вступить в ЕС. Может измениться риторика, и нюансы, и темп, это происходит в отношениях всех стран, наступает момент, когда их интересы вступают в противоречия, и не надо питать иллюзий, Николич может оказаться гораздо более жестким переговорщиком, чем условно прозападно-либеральный Тадич», — говорит Романенко.

В предвыборную пору Николич говорил, что ради ЕС не откажется от Косова (его независимость была провозглашена в 2008 г. и с тех пор признана несколькими десятками стран, включая США и ЕС). Однако в некоторых интервью он сказал, что в этом вопросе нужен компромисс. Николич — прагматик, поэтому признает необходимость компромисса, возвращение Косова было бы большим несчастьем, привело бы к новому этническому конфликту, у Сербии значительные экономические проблемы, которые не могут быть решены с конца 1980-х, непонятно, как Сербия в таких условиях сможет обеспечить в Косове свою власть, России тоже не нужно возвращение Косова, газопровод «Южный поток» должен находиться в безопасности, указывает Романенко.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?