Три года назад Польша поддержала смену вектора украинской политики с пророссийской на националистическую. Три года страны заявляли об "общей судьбе" двух стран. Тем не менее на фоне выборов во Франции, сирийских событий и обострения отношений между США и КНДР далеко не все аналитики и СМИ обратили внимание на новую риторику Варшавы.
Редкие попытки местных историков и деятелей культуры напомнить полякам об исторических фактах долгое время прикрывались официальными властями. Однако еще в сентябре 2016 года на польские экраны вышел фильм местного режиссера Войчеха Смажовски "Волынь", в котором автор рассказал о событиях 1943-1944 годов, когда украинские националисты, памятники которым сейчас стоят во многих польских городах, устроили массовую резню "братского народа".
Этот фильм отказались покупать для проката другие страны. Тем не менее в Польше он вышел, получив очень хорошие отзывы зрителей и критиков. По местным меркам, фильм собрал неплохую кассу и даже получил главную кинопремию Польши "Орлы". Смажовски получил приз за лучшую режиссуру.
Самым важным, как для автора, так и для историков, стали не кассовые сборы фильма, а последовавшая за этим реакция обычных граждан Польши и официальной Варшавы. Постепенно, один за другим, в Польше начали демонтировать памятники УПА, а истории о героических борцах за независимость Украины стали сменяться подробными рассказами об их зверствах на территории соседней страны и массовых убийствах мирных граждан.
Интересно, что за несколько месяцев до этих событий польский сейм, несмотря на возмущение Киева, официально признал события на Волыни "геноцидом, совершенным украинскими националистами". После этого ни о какой "героизации Бандеры" уже речи быть не могло.
Вспыхнувшие после премьеры фильма дискуссии постепенно сошли на нет. Тем не менее, Варшава продолжила убирать памятники украинским националистам со своей территории.
Официальный Киев, занятый своими делами, долгое время лишь выражал недовольство, однако ситуация изменилась накануне 9 мая. В конце апреля в Польше демонтировали очередной памятник в селе Грушовичи. Официальные киевские власти направили ноту протеста польским коллегам в связи со сносом памятников, надеясь получить в этом вопросе поддержку Брюсселя.
«На Украине возмущены демонстративными и дерзкими действиями по украинскому памятнику в селе Грушовичи вблизи Перемышля», — говорится в комментарии, размещенном на сайте украинского МИДа.
После жесткого ответа из Варшавы, Брюссель самоустранился.
Министерство культуры Польши заявило, что не оставит на территории страны памятников боевикам Украинской повстанческой армии.
В Варшаве подчеркнули, что с ее стороны «не будет разрешения на функционирование в общественном пространстве установленных с нарушением действующего на территории Польши законодательства памятников "славы Украинской повстанческой армии", целью которых является прославление вооруженного формирования, ответственного за преступления, совершенные против тысяч, в основном беззащитных, польских граждан».
Фактически, это заявление, пославило точку в вопросе позиции Варшавы по Украине - все, что касается героизации украинских националистов времен Второй мировой войны, для поляков неприемлимо.
Эксперты отмечают, что отправной точкой таких перемен во взглядах поляков скорее можно считать именно фильм Смажовски, а не решение парламента, так как именно через художественный язык режиссер смог донести суть событий тех лет до рядовых поляков.
«Моей главной целью было сделать фильм, направленный против ненависти и национализма», — сказал создатель фильма.
Фильм начинается со сцены свадьбы девушки-польки и парня-украинца в 1939 году, особо подчеркивая близость народов через песни, обряды и общую атмосферу праздника. Далее действие переходит к главной героине, которую родители выдают не за её возлюбленного украинского парня, а за богатого местного вдовца. Дальше — начинается война, которую зрителю показывают глазами Зоси.
Сначала в её село входят советские войска, вводя свои порядки, потом приходят немцы. Однако ад начинается позже. Когда уходят и те, и другие, приходят украинские националисты. У последних лишь один закон и один порядок — они сжигают села и вырезают все местное население, которое попадается им на пути.
Интересно, что режиссера многие обвинили в том, что украинские националисты представлены большим злом, чем нацисты, так как у них Зося ситуативно находит спасение от массовой резни.
Впрочем, другие отмечают, что не надо приравнивать действующих в фильме бойцов УПА к остальным украинцам. Специально с этой целью режиссер в первой части фильма показывает Волынь как идиллическое место, где украинцы, поляки и евреи живут в мире, не имея разногласий.
Фильм создан по мотивам сборника рассказов Станислава Сроковского «Ненависть». Съёмки проходили в скансене в городе Кольбушова, селе Езёжаны, Музее люблинской деревни, гмине Визна, окрестностях Равы Мазовецкой, Санока и Скерневице.
Премьера состоялась 29 сентября 2016 года в Нижнесилезском киноцентре во Вроцлаве. Организованный Польским культурным центром в Киеве показ был отменен по требованию властей Украины. При этом известный украинский политик Надежда Савченко поддержала создание фильма.
В 1943-м боевики Украинской повстанческой армии совершили массовые убийства этнического польского населения. По разным оценкам, украинские националисты убили от 30 тысяч до 100 тысяч человек.
Пособники фашистов - бандеровцы, стали героями современной майданутой Украины.