Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, Будапешт поддержал идею создания автономии для украинских венгров Закарпатья. Об этом заявил в пятницу посол Венгрии на Украине Михаль Баер. При этом дипломат утверждает, что о сепаратизме речь не идет. Украинские политологи же уверены, что федерализация Украины абсолютно нереальна, а давление на Киев имеет сугубо внутриполитические венгерские причины. Все это так, однако есть нюансы.
«На последнем заседании венгерское правительство предложило свою поддержку тем инициативам, которые исходили от легитимных политических организаций закарпатских венгров. Это (идея создания Притисянского района) инициатива одной из двух венгерских партий Закарпатья. Мы просто обеспечили свою поддержку этим инициативам, и ни о каком сепаратизме речь не идет», – отметил посол Баер.
По его мнению, заявления о возможном присоединении будущей автономии к Венгрии лишены оснований: «Мы подписали Хельсинкский акт, по которому обязались уважать границы в Европе. Венгрия была первой страной, которая 6 декабря 1991 года подписала с Украиной двусторонний базовый договор, где сказано, что у нас нет никаких территориальных претензий к независимой Украине. Поэтому разговор о венгерском сепаратизме неуместен».
Напомним, отношения Киева и Будапешта всегда были ровными – дружескими и партнерскими. Проживающая в Закарпатье венгерская этническая группа – чуть более 150 тысяч человек – всегда воспринималась как незначительная в масштабах Украины, несмотря на свою консолидированность и четкую ориентацию на историческую родину. Между тем в пограничных районах есть села, жители которых не владеют ни украинским, ни русским языком, смотрят венгерские телеканалы, пользуются венгерской мобильной связью, ездят в Венгрию на работу...
При этом Киев всегда проводил по отношению к венграм весьма демократичную политику и даже закрывал глаза на наличие у многих украинских венгров двойного гражданства, что противоречит законам Украины. Так что можно сказать, что на традиционную активность Венгрии вокруг своих соотечественников Украина смотрела спокойно, не называя действия соседей вмешательством в свои дела.
Соседская ссора
Ситуация изменилась в середине декабря. На заседании смешанной венгерско-украинской межправительственной комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств стороны впервые (!) за 18-летнюю историю существования комиссии не подписали итоговый протокол. Более того, украинская делегация чуть в знак протеста не покинула стол переговоров.
Камнем преткновения стали два пункта, на которых настаивала венгерская сторона. Первый – о создании в Закарпатье Притисянского административного района с компактным проживанием венгров. Второй – обеспечение Украиной условий для прохождения в Верховную раду представителя венгерского меньшинства.
Технические – в парламент должно поступить представление Закарпатского областного совета, а для этого сельские и поселковые советы должны инициировать и провести референдумы, результаты которых утверждают районные советы.
Политические – Закарпатье и так многонационально. 80 процентов тут украинцев, венгров – 12, а еще румыны (2,6%), русские (2,5%), ромы (1,1%), словаки (0,5%), немцы (0,3%), белорусы (0,1%), евреи (0,05%), поляки (0,04%), молдаване (0,04%).
Таким образом, создание территориально-административной единицы только для венгров было бы вопиющей несправедливостью по отношению к тысячам представителей других меньшинств. Достаточно вспомнить, какой скандал в области разразился после того, как в прошлом году Береговский райсовет (а в этом районе проживает 76,3 процента венгров) узаконил тут исполнение гимна Венгрии...
«Закарпатье – многонациональный край, поэтому отношение власти будет одинаковым ко всем представленным в нем меньшинствам, без каких-либо преференций. К сожалению, эти позиции не разделяют наши венгерские коллеги. Для нас это принципиальный вопрос. Возможно, потому компромиссного решения мы так и не нашли», – пояснил после заседания комиссии в декабре замглавы Закарпатской обладминистрации Иван Качур.
И вы у себя отзеркальте!
Что же касается второго вопроса – представительства в Верховной раде, то Будапешт в качестве аргумента ссылался на собственное избирательное законодательство, измененное в прошлом году.
Согласно новому закону о выборах, признанные на государственном уровне национальности (а таких всего 14, в том числе украинская и русинская) могут избирать в венгерский парламент своих представителей. Правда, такая возможность предоставляется только теоретически. А практически реальную возможность избрать своих депутатов имеют только два меньшинства – цыганское и немецкое.
Тем не менее венгры настаивали, чтобы Киев обеспечил зеркальные меры для венгерского меньшинства, к тому же уже на выборах этого года, хотя украинское избирательное законодательство не предусматривает такого понятия, как округ, для отдельных национальностей, и ввести его до ближайших парламентских выборов нереально.
Кроме того, когда на Украине была мажоритарная система выборов (1994, 1998 и 2002 годы), в округе, охватывающем Береговский и Виноградовский районы Закарпатья, всегда побеждал венгерский кандидат. В этом году парламентские выборы пройдут по смешанной системе, и шанс пройти в парламент у венгров вроде бы есть, однако вопрос на заседании возник не спонтанно. Дело в том, что, по мнению аналитиков, шесть закарпатских мажоритарных округов уже неофициально разделены между Партией регионов и «Единым центром» и венграм ничего «не светит».
«Украинская делегация пыталась донести венгерской несколько принципиальных позиций, – рассказывал позже Качур. – Во-первых, разграничить вопросы, дублирующиеся другими украинско-венгерскими комиссиями (есть еще комиссия по трансграничному сотрудничеству и экономике). Во-вторых, не выносить на обсуждение вопросы, которые не входят в компетенцию комиссии (в частности, о создании Притисянского района). В-третьих, снять вопросы, противоречащие украинскому законодательству (в частности, о прохождении в Верховную раду представителя венгерского меньшинства)».
«К сожалению, эти позиции не разделяют наши венгерские коллеги, компромисс не был достигнут...» – констатировал чиновник.
«Вопрос о создании Притисянского района был инициирован еще в конце 1990-х годов «Обществом венгерской культуры Закарпатья» (ОВКЗ) и неоднократно обсуждался с украинской стороной», – в свою очередь пояснял позицию украинских венгров глава ОВКЗ Миклош Ковач, также принимавший участие в работе комиссии в декабре.
«В 2004 году этот пункт попал в соглашение о сотрудничестве между ОВКЗ и кандидатом в президенты Украины Виктором Ющенко. Мы обязались поддержать Ющенко в ходе президентской кампании, а он в случае победы – поддержать вопросы закарпатских венгров, первым из которых было создание Притисянского района. ОВКЗ свои обязательства выполнил, а что касается Ющенко, то это украинский политик, а следовательно, держит слово только в случае крайней необходимости...» – пожаловался Ковач.
По его словам, пункт о Притисянском районе неоднократно фигурировал в протоколах предыдущих заседаний межправительственной комиссии, и украинская сторона обещала всесторонне изучить этот вопрос, но никаких шагов навстречу не предприняла.
Новая метла в Будапеште
Заявление посла Венгрии эксперты считают прямым отражением политики венгерского премьера Виктора Орбана.
Ни для кого не секрет, что после победы в 2010 году его консервативной партии на парламентских выборах Будапешт значительно усилил работу на внешнем направлении и объявил приоритетом защиту зарубежных венгров.
Большинство венгерских политиков до сих пор живут с ностальгией по «Великой Венгрии», и это время от времени проявляется в действиях, которые вызывают неоднозначную реакцию соседей. Великая Венгрия – это средневековое государство, в состав которого входили нынешняя Словакия, большая часть Хорватии, половина Румынии, сербская Воеводина и украинское Закарпатье, а также часть Австрии и Словении. От этого государства у нынешней Венгрии осталось не более 25% территории. С 1920 года многие венгерские националисты пытаются ее восстановить.
Один из примеров проявления ностальгии – презентация символического ковра в честь начала председательства Венгрии в ЕС, на котором венгры изобразили карту своей страны, охватывающую территории по состоянию на 1848 год...
И если ковер был воспринят лишь с иронией, то в целом политика Венгрии вызывает ныне раздражение в ЕС. В частности, это касается принятой в прошлом году новой конституции Венгрии. В итоге Брюссель обязал Будапешт быстро исправить обнаруженные несоответствия в законах Венгрии и Евросоюза. Одно из положений основного закона – пункт о восстановлении так называемой Великой Венгрии. В новой конституции имеются формулировки, позволяющие считать все три с половиной миллиона зарубежных венгров гражданами страны, которым обещана поддержка и защита.
Особенное неприятие данный пункт вызвал у Словакии и Румынии, в которых живут венгерские меньшинства.
Украина же до сих пор спокойно воспринимала подобные жесты. В частности, не высказала никаких серьезных претензий на признание Венгрией на официальном уровне русинской национальности, а также не отреагировала на венгерский закон о двойном гражданстве, действие которого распространяется на закарпатских венгров. По большому счету, двойным гражданством на Украине никого не удивишь. Например, похожая ситуация в Черновицкой области и нескольких районах Закарпатья, граничащих с Румынией – государством, которое также приняло закон о предоставлении гражданства зарубежным румынам.
Как утверждает украинская печать, параллельное румынское гражданство уже успели получить около 50 тысяч жителей Черновицкой области, хотя официально эти данные никто не подтверждает. Сквозь пальцы смотрит Киев и на аналогичную ситуацию с российскими паспортами в Крыму.
Комментируя заявление посла Венгрии, директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик заявил в интервью газете ВЗГЛЯД:
«Ни о какой федерализации речь не идет. Этот вопрос не стоит на повестке дня действующей власти. Да, венгры просят, чтобы им предоставили возможность избирательного округа в Береговском районе, чтобы они могли быть представлены в парламенте. Кроме того, выдвигается лозунг о территориальной автономии. Но создание подобной территориальной автономии по национальному признаку противоречит конституции Украины. Поэтому всерьез такие заявления не рассматриваются».
Игры на патриотических струнках
Кулик допускает, что Будапешт продолжит давление на Киев, в том числе и через европейские институты, «но в этом вопросе у Венгрии не будет консенсуса с украинской стороной».
Кулик напомнил, что недавно со своей позицией по этому поводу выступил МИД Украины. Дипломаты напомнили своим венгерским коллегам, что их претензии идут вразрез с Основным законом республики, и в то же время в них нет необходимости вообще, поскольку все права венгров и так обеспечены.
МИД напомнил, что в четырех вузах Закарпатской области открыты группы с венгерским языком преподавания. На филологическом, математическом, физическом и медицинском факультетах по целевому направлению учатся выпускники венгроязычных школ. В Берегово с 1996 года работает венгроязычный институт, в котором учатся 1200 студентов. В области действует центр по координации деятельности учебных заведений национальных меньшинств, 87 библиотек с венгерскими книгами, 76 клубов, 395 коллективов художественной самодеятельности, драматический театр. Зарегистрировано 88 периодических изданий на венгерском языке, работает телеканал «Тиса-1» с передачами на венгерском языке.
«Так что особенный статус не рассматривается всерьез. Это политические заявления и не более», – подчеркнул собеседник газеты ВЗГЛЯД, пояснив, что причина давления Будапешта – внутриполитическая необходимость самих властей Венгрии.
С ним согласен директор киевского Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко: «Это попытка венгерского правительства заигрывать со своими избирателями».
В интервью газете ВЗГЛЯД эксперт назвал попытку венгерских правых озаботиться судьбой соотечественников за рубежом одним из предвыборных коньков, достаточно популярной и беспроигрышной технологией:
«Увы, это не добавляет конструктива в украинско-венгерские отношения. Безусловно, Венгрия имеет право заботиться о своих соотечественниках за рубежом, но каждая страна сама для себя определяет меру этой заботы и ее содержание в политике».
«В данном случае речь идет о позиции соседнего государства. Однако правительство Венгрии не имеет никаких полномочий по установлению автономий на территории Украины. То есть это частное мнение, которое будет принято украинской стороной во внимание, но не более того», – считает политолог.