Nokia думает продать свою штаб-квартиру в пригороде Хельсинки Эспоо в рамках плана по избавлению от непрофильных активов, сообщает в среду агентство Reuters.
Свою штаб-квартиру, состоящую из трех зданий из стекла и стали, расположенных на берегу Финского залива, Nokia построила в 1990-х годах, когда компания наслаждалась захватывающим ростом своего бизнеса. Теперь же Nokia переживает не лучшие финансовые времена и с помощью продажи этого здания рассчитывает выручить до 200–300 млн евро (259–388 млн долларов).
«Мы изучаем различные варианты по продаже нашей собственности. В том числе возможность продажи нашей штаб-квартиры. Однако у нас нет планов по перемещению головного офиса», – говорит финансовый директор компании Тимо Ихамуотила, передает AFP со ссылкой на газету Helsingin Sanomat. Не исключено, что после продажи штаб-квартиры Nokia арендует ее у нового владельца.
Nokia, бывший лидер в области мобильных телефонов, постоянно теряет долю рынка, потому что потребители перешли на смартфоны на базе операционной системы IOS от Apple или Android от Google. Nokia же связала свое будущее со смартфонами на операционной системе Windows от Microsoft. Однако смартфоны от Nokia так и не стали хитами продаж. В 2012 году компания лишилась звания крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов.
В самый разгар реализации плана по реструктуризации бизнеса компания отчиталась о чистом убытке в 1,4 млрд евро (1,8 млрд долларов) во втором квартале этого года.
О масштабной программе по сокращению расходов, включающей в себя продажу непрофильных объектов недвижимости, компания объявила еще в июле этого года. В конце июля Nokia сообщила, что с сентября закрывает свой единственный завод по производству телефонов в Финляндии. Ранее компания закрыла исследовательские центры в Германии и Канаде. Кроме того, Nokia планирует значительно сократить штат сотрудников. С помощью масштабной реструктуризации и сокращения персонала компания надеется к началу 2014 года сократить расходы на 2 млрд долларов.
Потому что нужны деньги
Для компаний, переживающих не лучшие финансовые времена, продажа штаб-квартиры, а затем аренда этой же недвижимости у нового собственника являются устоявшейся стратегией.
Президент международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингер приводит в пример корейскую компанию Daewoo Engineering and Construction, которая в 2007 году продала свою штаб-квартиру в Сеуле Morgan Stanley, так как испытывала финансовые проблемы. Это 23-этажное здание площадью в 130 тыс. квадратных метров было продано за 1,04 млрд долларов, что стало крупнейшей сделкой, когда-либо совершенной на рынке недвижимости Южной Кореи, отмечает Зингер.
После заключения сделки Daewoo Engineering and Construction еще два года представляла интересы нового владельца перед имеющимися в здании арендаторами. Сама же штаб-квартира корейской компании была перенесена в новый офисный комплекс Kumho-Asiana.
В последние несколько лет свои штаб-квартиры продали компания Xerox (в Стамфорде, США) за 54,8 млн долларов и банк HSBC (в Лондоне) за 1,3 млрд долларов. Этой весной стало известно, что продать свой головной офис в Париже решил автомобильный альянс PSA Peugeot-Citroen, чтобы частично погасить свой растущий долг. Офис находится примерно в 700 метрах от Триумфальной арки и Елисейских полей и будет передан канадскому агентству недвижимости Ivanhoe Cambridge. Штаб-квартира PSA Peugeot-Citroen, возраст которой составляет 48 лет, была оценена в 327 млн долларов. Однако французский альянс возьмет здание в лизинг как минимум на девять лет. В настоящий момент в парижском офисе PSA работают 1900 человек.
Нью-йоркские брокеры коммерческой недвижимости называют это здание одним из тех уголков Манхеттена, которые никогда не останутся без покупателей. Оценочная стоимость башни составляет около 10 тыс. долларов за 1 кв. м. Как сообщает Bloomberg, Sony еще не определилась, останется ли корпорация в здании в роли арендатора или переедет в другой офис.Недавно о желании продать свою штаб-квартиру в Нью-Йорке заявила компания Sony. Последние четыре года были для одного из главных мировых производителей электроники убыточными. Этот 36-этажный небоскреб в центре Манхеттена, построенный в 1984 году, Sony приобрела в 2002 году. Кроме именитого владельца, этот небоскреб известен и своим создателем – архитектором Филипом Джонсоном, основоположником «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века.
«Если штаб-квартира продается – это не обязательно означает, что у компании появились финансовые проблемы. Вполне вероятно, что в связи с реорганизацией бизнеса экономически выгодно сейчас продать здание и снимать эти же помещения в аренду, заключив с новым собственником соответствующий договор на 20–25 лет», – говорит директор по развитию департамента офисной недвижимости PennyLane Realty Максим Жуликов.
Инвесторам, вкладывающим деньги в арендный бизнес, такие сделки могут быть интересны с точки зрения приобретения надежного арендатора с историей и гарантированными арендными платежами, считает эксперт. Таким доходным инструментом, по его словам, могли бы заинтересоваться различные международные пенсионные или страховые фонды, которые заинтересованы в размещении денег на долгосрочную перспективу.
Штаб-квартира – символ процветания
Показательна в этом плане штаб-квартира лидера по изготовлению корзин в Америке компании Longaberger. Здание выполнено в форме корзины. Основатель фирмы Дейв Лонгейберджер хотел, чтобы каждое здание компании имело форму корзины. Правда, после его смерти дочери не стали больше строить такие здания.На Западе практически каждая компания, достигнув определенных успехов в своем бизнесе, стремится обзавестись собственной штаб-квартирой, которая отражает дух и идеологию компании. Штаб-квартиры крупнейших международных компаний зачастую являются настоящими архитектурными творениями, которые создают известные архитекторы.
Ярким примером соответствия штаб-квартиры корпоративному духу компании является также проект новой штаб-квартиры компании Apple в калифорнийском Купертино. Нынешняя штаб-квартира компании Стива Джобса находится тут же и называется Campus-1. Но это были купленные здания.
Бизнес компании растет и процветает, поэтому самое время строить новую штаб-квартиру, получившую название Campus-2. Стройку запланировали на 2013 год.
Земля под строительство нового здания обошлась Apple в 300 млн долларов, что можно считать одним из самых существенных вложений в подобного рода покупку. Кроме того, самая известная и дорогая компания наняла суперзвезду среди архитекторов Норманна Фостера. Он разработал проект новой штаб-квартиры, которая внешне будет напоминать серебристый космический корабль круглой формы. Причем как внутри этого круга, так и снаружи будет разбит парк.
Под зданием, рассчитанным на 13 тыс. сотрудников, будет располагаться четырехуровневая парковка на 4300 автомобилей. Помимо этого, в комплексе будут присутствовать все необходимые для работы и отдыха помещения, в том числе баскетбольная площадка.
Будучи динамично развивающейся компанией, Apple зарезервировала рядом с местом постройки комплекса еще 27 870 квадратных метров площади для возможного расширения штаб-квартиры. Однако даже при действующем проекте новый офис компании будет вмещать в 4,5 раза больше сотрудников, чем прежний офис Campus-1.
В августе стало известно, что Facebook также планирует расширить кампус для штаб-квартиры, которая расположена в Менло-Парке. Сейчас офис компании вмешает 2000 сотрудников, а будет вмещать 6600. В соседнем кампусе через дорогу будут работать еще 2800 человек. Между двумя кампусами будет построена развлекательная улица для сотрудников с магазинами, кафе и парикмахерскими. Проект нового просторного офисного здания будет создавать архитектурное бюро Фрэнка Гэри Gehry Partners.
Мода на создание собственных штаб-квартир дошла и до Белоруссии. В Минске на проспекте Машерова идет строительство нового офисного здания Белорусской калийной компании. Проект необычного здания разработала местная компания «Воробьев и партнеры».
Металлический каркас в центральной части здания будет имитировать огромный красный кристалл калийной соли. Внутри будет огромный вестибюль с двумя панорамными лифтами и парадной лестницей. Кроме офисов, в здании запроектированы конференц-зал на 180 мест, залы для переговоров и приемов, кафе на 56 мест, апартаменты для сотрудников компании и гостей. Здание планировалось сдать в июле этого года, однако сроки сдвигаются.
Одна из самых необычных штаб-квартир появилась в 2009 году в Пекине у Китайского центрального телевидения. Это здание окрестили антинебоскребом, так как оно представляет собой две наклонные башни, соединенные понизу и поверху угловатыми блоками. Здание имеет форму неправильного окна, подымаясь на высоту 234 метра, оно имеет 44 этажа. Общая площадь постройки – 389 тыс. квадратных метров. В здании находятся административные службы Китайского центрального телевидения, студии теленовостей и операторские для производства программ.
В России
В России же собственные штаб-квартиры строят пока только крупнейшие сырьевые и энергетические компании. Большинство же российских компаний для своего головного офиса просто арендуют здание целиком или покупают только что построенное здание. Например, ВТБ купил 60 тыс. кв. м в уже готовой башне «Федерация» для размещения своей штаб-квартиры.
Собственными штаб-квартирами в России обзавелись РАО «ЕЭС России» и «Роснефть». В Москве разместились штаб-квартира Газпрома на ул. Наметкина, головной офис ТНК-BP на Старом Арбате, ЛУКОЙЛа на Чистых прудах и штаб-квартира Сбербанка.
«Западная экономика во многом базируется на публичности, в том числе и в инвестиционной сфере. Настроения на биржах зависят не только от реального положения дел в экономике котирующейся на бирже компании, но и от эмоционального восприятия спекулянтами всевозможных знаков, которые, как им кажется, способны указать на дальнейшее развитие экономической ситуации в той или иной компании. К числу таких символов относятся и штаб-квартиры. Центральные офисы компаний уже давно стали той самой «одежкой», по которой встречают эмитентов на бирже», – рассказывает Станислав Зингель из Gordon Rock.
«В экономике России большее значение имеет не публичность, а индивидуальные знакомства, позволяющие «решить вопросы». Сама отечественная экономика пока ориентирована не на массового инвестора. Поэтому для большинства российских компаний более значимо наличие тех или иных телефонов в блокноте владельца, чем блистающий стеклом фасад офисного здания», – рассказывает о различиях Зингель.
В России создание собственных штаб-квартир могут позволить себе пока в основном сырьевые и энергетические компании, потому что они являются едва ли не единственными российскими компаниями, чьи акции свободно торгуются в международном масштабе, указывает Зингель.