Взгляд: В Европе намерены разделить страны на слабые и сильные

В Европе твердо намерены разделить страны на слабые и сильные. Шесть стран еврозоны, имеющих высший кредитный рейтинг, должны создать единое «ядро евро», которое оказывало бы наибольшее влияние на экономическую политику, считает министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб. Ничего хорошего слабые страны Европе предложить не могут.

Высшим кредитным рейтингом ААА обладают Германия, Франция, Люксембург, Австрия, Нидерланды и Финляндия. Александр Стубб говорит, что для наделения более сильных европейских стран особой властью необязательно создавать специальные институты. Однако правила Европейского союза требуют, чтобы как раз они координировали экономическую политику. В этих условиях европейские страны теряют влияние на свою внутреннюю политику, считает Стубб.

«Страны, не обладающие кредитным рейтингом ААА, являются не лучшим примером для построения экономики, – продолжил Александр Стубб. – Я считаю, что именно они выступают центробежной силой Европы». Схожего мнения придерживается президент Франции Николя Саркози. Он предложил вместе с Германией установить совместные налоговые правила, которые оказывают давление на другие страны еврозоны, пишет The Financial Times. «Я предлагаю установить франко-германское доминирование, которое позволило бы построить более сильную экономику», – сказал президент Франции в прошлом месяце.

За закрытыми дверями высокопоставленные чиновники ведут более конкретные обсуждения деталей создания «ядра евро». Соответствующие консультации ведутся с председателем Европейского совета Херманом Ван Ромпеем.

Среди планов, которые были поставлены на обсуждение в Брюсселе, было создание совместных еврооблигаций для стран с тройным кредитным рейтингом. Это направлено на то, чтобы снизить стоимость заимствований для сильнейших европейских стран, а также дать стимулы для подтягивания к ним других участников еврозоны.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала инициативу Николя Саркози по развитию более тесного франко-германского сотрудничества. Но, по ее словам, основная проблема состоит в том, что это потребует изменения договоров ЕС, которые заставили бы все 17 членов еврозоны следовать единым правилам.

Ранее Ангела Меркель предложила создать «конкурентоспособный пакт» для стран еврозоны, который предполагает единый бюджет и налоговую политику. Однако это предложение столкнулось с протестами европейских оппозиционеров. В частности, Ирландия выступила против гармонизации налоговой политики.

На этой неделе Ангела Меркель была более осторожна в своих высказываниях. Она заявила, что интеграция среди стран еврозоны невозможна без консультации со всеми членами ЕС. Однако старейшие немецкие чиновники ясно дали понять, что все это направлено на изменение договора еврозоны.

Николя Саркози, напротив, был более смелым в своих заявлениях, продвигая идею «двухскоростной Европы». Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу дал отпор французскому лидеру, заявив, что ЕС по-прежнему должен состоять из 27 стран. На следующей неделе он пообещал предложить собственный план по реформированию Европы.

Остальные 10 стран ЕС, которые не входят в еврозону, обеспокоены тем, что они не могут повлиять на ход дискуссий по вопросу экономической политики. А ведь решения внутри еврозоны окажут влияние и на весь Евросоюз. Аутсайдеры еврозоны начали проводить собственные встречи в Брюсселе до регулярных встреч министров финансов ЕС.

Напомним, финансовый кризис в Европе набирает обороты. Череда отставок премьер-министров принесла на рынки лишь кратковременное облегчение. Уход премьера Италии Сильвио Берлускони не стал панацеей от всех бед: новый премьер столкнется с таким же жестким противодействием в парламенте. Ранее ушел в отставку премьер-министр Греции.

Пока лидеры ЕС ведут бесконечные переговоры и консультации и Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) не запущен в действие, единственным действенным институтом в Европе остается ЕЦБ, отмечает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.

ЕЦБ продолжает аккуратно скупать облигации стран PIIGS (Португалия, Италия, Греция и Испания) с рынка, придерживаясь простой тактики. К примеру, в отношении Италии она такова: покупать после повышения доходности выше 7% (по 10-летним бондам). Кроме того, время от времени ЕЦБ косвенно участвует и в первичных размещениях. Раздувание активов ЕЦБ негативно с точки зрения инфляции, однако девальвация евро пойдет на пользу Европе и, в особенности, наиболее пострадавшим от кризиса странам, считает Денис Барабанов.

«Системный кризис грозит всем, поэтому G20 может решиться на увеличение ресурсов МВФ. Однако, даже если так, вряд ли средств МВФ будет достаточно, чтобы удержать от дефолта Италию и Испанию (при наихудшем сценарии развития событий). В настоящее время резервы МВФ составляют 358 млрд долларов. К примеру, если предположить, что Италии понадобится помощь, сопоставимая с тем, что получили Португалия или Ирландия, это составит как минимум 650 млрд евро (почти 1 трлн долларов). Нет никаких гарантий относительно того, что помощь не потребуется кому-то, кроме стран PIIGS», – говорит Денис Барабанов.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?