Концерту Мадонны в Варшаве, запланированному на 1 августа, пытается помешать католическая организация «Крестовый поход молодежи», которая, как сообщает РИА «Новости», уже собрала более 40 тысяч подписей против выступления певицы.
В документе, который отправлен властям польской столицы, выступление Мадонны названо кощунством и богохульством. Мартин Мусял, один из представителей «Крестового похода», пояснил, что не слишком надеется на отмену концерта, проводимого в рамках мирового турне в поддержку нового альбома певицы M.D.N.A., но полагает, что Мадонна способствует распространению сексуальных отклонений и порнографии, а также оскверняет христианские символы.
Мадонна, всегда бравировавшая своим увлечением Каббалой, сталкивается с таким сопротивлением в Европе впервые. Несмотря на то что одно из ее выступлений, в ходе которого певица «приковывала» себя к кресту (дело происходило в Риме, недалеко от Ватикана), вызвало возмущение многих христиан, с просьбами к властям запретить концерт ранее выступала лишь РПЦ. Миссионер и профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев еще в апреле призывал руководство Санкт-Петербурга (там Мадонна споет 9 августа) отказаться от приема скандальной гостьи.
Еще пять–шесть лет назад аналитики пугали Европу скорой «исламизацией», однако в последнее время активную гражданскую позицию (принимающую иногда весьма агрессивные формы) занимают именно христиане, что уже послужило основанием для предположения о том, что «возрождение полумесяца» может обернуться «воцарением креста».
Газета ВЗГЛЯД уже подробно рассказывала о том, как в светских странах Европы защищаются права верующих, однако у этого сюжета есть и оборотная сторона.
Собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Берлине Сергей Сумленный полагает, что в случае с Мадонной речь идет не о тренде, а о местных особенностях, а европейское христианство в основном защищает себя не законодательно, а совсем иными путями.
«Мадонна уже несколько десятилетий – музыкальный и культурный мейнстрим, совершеннейший музыкальный консерватизм, и когда против такого вот скучного, привычного и ничего не нарушающего консерватизма кто-то выступает, это, конечно, вызывает интерес и внимание СМИ. Есть, конечно, группа христианских радикалов, в Польше есть давно оформившийся слой архирадикалов, католиков, которые протестуют вообще по любому поводу», – объяснил журналист.
Между тем Сумленный полагает, что предполагаемое «возрождение ислама» в Европе не состоялось (и не состоится) не по причине усиления христианства, а потому лишь, что европейские межнациональные сложности носят социальный, а не религиозный характер. Кроме того, по словам корреспондента, в Германии, которая является для стран ЕС безусловным примером, христианский консерватизм имеет очень сильную законодательную базу.
В качестве примера журналист привел сюжет с воскресным закрытием в Германии почти всех магазинов. «Несколько лет назад, – рассказал Сумленный, – в Берлине была попытка все-таки открыть магазины во время Адвента, европейского предрождественского поста, однако немецкие протестанты настояли на том, чтобы все осталось так, как есть, чтобы воскресенье как день отдыха было по-настоящему выходным».
Говоря о логике развития христианства в Европе, Сумленный отметил, что «в Германии фундаменталисты шансов не имеют». «Мы часто путаем культурный консерватизм и религиозный, и в Европе первый развит куда больше. И в этом смысле нужно говорить о совсем другом уровне притязаний церкви, о том, что законы и практика – далеко не одно и то же».
«Важный эпизод. Когда в Германию с визитом приехал папа Бенедикт XVI, первый немец, ставший главой Католической церкви, против его выступления в Бундестаге восстали не только некоторые депутаты, но и католики. Были демонстрации против этого визита, против появления папы на трибуне парламента, потому что это, даже по мнению католиков, несовместимо с демократическими традициями немецкого государства», – подвел итог Сумленный.
Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция), в свою очередь полагает, что в случае с Польшей роль играет тот факт, что эта страна «всегда была католической, причем политически католической – см. поддержку Качиньских, например (католик Лех Качиньский победил на выборах президента Польши в 2005 году, стержнем избирательной кампании сделав идею «возврата к христианским ценностям» – ВЗГЛЯД)».
«На Западе я не вижу особого религиозного возрождения в традиционном понимании – en masse, естественно. Секты, включая мусульман, конечно же, наличествуют. Все прежние возмущения Мадонной были вполне светскими. Скажем, во Франции, где во время концерта Мадонну освистали, присутствующих возмутила недопоставленная услуга. Мадонна ограничилась «шоу» на 45 минут, а продавали билеты на «концерт», который должен длиться дольше. Религия и толерантность тут ни при чем – тем более что вовлечены в действо были именно что фаны Мадонны, то есть те, кто принял ее эстетику. Так что тут налицо тема «хозяйствующих субъектов».
Однако Крупкин отметил, что не согласен с исчерпанностью «исламского возрождения». «Тут, может быть, сказалось то, что ребята перешли к практической работе – по результатам «арабской весны». А сейчас еще и Рамадан, так что вряд ли речь идет о снижении накала страстей», – объяснил ученый.