Потому что стоит надеть хотя бы одно платье — и ты на игле. Все спрашивают: «Ооо! Что это? Откуда? Как тридцать евро?». Но ты знаешь — да хоть десять евро, второго такого же нет.
Во всех странах, кстати, с винтажом очень разная ситуация.
В России винтажом не особенно интересуются, потому что, например, в Москве он ассоциируется либо с тухлыми развалами у метро, где на килограммы продают обоссанные штаны, либо с гламурными магазинами с запредельно, невероятно, ошеломительно переоцененными вещами.
В магазине-баре Oldich Dress & Drink можно увидеть платья за 193 тысячи рублей. И за 58 тысяч. И за 69 тысяч. За эти деньги мы имеем «коллекцию» якобы некой француженки, которая собирала эти вещи и своими руками их реставрировала.
Начнем с того, что совсем не уникальные вещи 30-60-х годов можно найти в прекрасном состоянии. И если у кого-то было неудержимое желание отыскать на блошках именно драные тряпки, и восстанавливать их с нуля, то это совсем не обосновывает цену.
Идем на etsy.com и видим восхитительное черное платье Louis Feraud (открыл модный дом в 1955) за 150 долларов. В России оно стоит где-то 34 тысячи. Платье некого дома, название которого уже давно никому ничего говорит, — 58 тысяч.
Просто чтобы было понимание — даже на фирменное готовое платье нет таких цен. Возможно, наряд от Givenchy, в котором появлялась Одри Хепберн, и будет стоить приличных денег, но это совсем другая, коллекционная, музейная история. Обычные вещи брендов вроде Versace, Chanel, Dior обойдутся в среднем от 300 до 500 евро. Ну, может, в 1000 — в очень-очень редких случаях.
Но в Oldich банальнейшее платье из 70-х, совсем не лучший образец довольно противной на ощупь синтетики — 8 тысяч рублей. Такие продаются в базарный день по двадцать евро. Пончо и свитера из чего-то ненатурального, которые никогда в жизни не стоят больше 35 евро, — от 5 до 10 тысяч рублей.
Некоторое время назад в Цветном был корнер Beyond Retro, который представляли Trends for Brends, но выбор был слишком маленький (хотя цены были завышены всего раза в два). Не пошло, хотя русские владельцы даже пытались отсечь покупателей от английского сайта — если ты хотел на него зайти, то тебя перекидывало на русскую страницу TfB.
В Москве с незапамятных времен существует ранее довольно знаменитый Фрик Фрак — но это совсем Humana (благотворительный секонд-хенд), с довольно глупым выбором и в четыре раза дороже оригинала.
В общем, Москва пока худшее место для покупки винтажной одежды.
Зато в Берлине все просто идеально. Можно найти один-два магазина — и ты идешь в них каждый раз с полной уверенностью, что на 150 евро купишь себе гардероб. Раньше в Митте был гениальный магазин Sterling Gold, но сейчас он закрыт. Несколько контейнеров с платьями хозяйке отдали за долги — и вот она их продала и решила больше этим не заниматься. Увы. Горе-горе.
Есть два Made in Berlin — один на Хакешер Маркт, на Ное Шонхаузерштрассе, другой — на Фридрихштрассе. Здесь вещи отлично сохранившиеся, порядок цен такой: за кожаный плащ в идеальном состоянии — 120 евро, платья в среднем по полтиннику, кофты/кардиганы — от 30 до 40 евро. На Хакешере MiB более проходной, там сложнее найти что-нибудь особенное.
В Garment Vintage чуть дороже — здесь больше известных марок. На обычные вещи цены стандартные, а что-нибудь от Dior может обойтись от 150 до 300 евро. Много сумок и бижутерии. Можно найти точно такую сумку Chloe, о которой бедными студентками мечтали в середине 90х — в отличном состоянии за 125 евро.
Винтажных магазинов в Берлине много — и почти везде можно найти что-то восхитительное.
А вот, например, в Барселоне магазины старой одежды — одно расстройство. Их много. И есть даже очень гламурные, с сумками Prada, Hermes, Louis Vuitton (Kelly 1960 года — 2500 евро). Я обошла, без преувеличения, штук двадцать. И ушла с одним платьем, которое купила «чтобы купить» (и, кстати, во всех барселонских винтажных сшибает с ног запах химчистки).
Но если хочется убедиться самим, то в Равале есть целый переулок с винтажными вещами — Riera Baixa, а в Борне можно посмотреть два Le Swing vintage — это уже магазины с некоторой претензией.
Дело в том, что в Каталонии очень много местных дизайнеров. И они делают потрясающую, забавную, яркую и необычную одежду. Недорогую. Есть, конечно, относительно буржуазные марки вроде Arman Basi. Но в среднем одна покупка обойдется от 50 до 100 евро (это уже дорого). Если марка с дикими претензиями, то юбка будет стоить 150 евро. Но это юбка будет выглядеть на 400.
И магазины местных брендов и дизайнеров тут на каждом шагу — буквально. Поэтому винтажная одежда здесь не очень и нужна. Все, что ты хотел найти в 80-х — есть современное.
А вот протестантам (германцы, шведы, датчане), наоборот, очень нужен винтаж. Все местные бренды — минималистские, с природной цветовой гаммой, и все отчасти похожи друг на друга. Местные дизайнеры, безусловно, великолепны, но они как будто не могут пересечь некую грань, которая отделяет их от чего-то карнавального, веселого и безумного.
В Швеции надо искать английский Beyond Retro — в Стокгольме их несколько, а поблизости есть еще несколько хороших винтажных. И несмотря на то, что в Скандинавии все ошеломительно дорого, винтажная одежда стоит разумно, даже если это наряды от Олега Кассини или Valentino. В Копенгагене надо смотреть Time's Up vintage и Kobenhaven K — наверное, самые интересные магазины здесь.
Про винтаж надо знать кое-что перед тем, как бросаться на платье «точь-в-точь как в Mad Men».
Почти весь винтаж — из Америки. Или Канады. В основном это 80-е, 70-е, иногда 90-е. Даже поздние 60-е найти нелегко, а за ранними 60-ми и 50-ми уже идет война. И тут уже начинаются спекуляции. Например, в Вене есть магазин Nostalgiche Moda. Выглядит все очень славно — уютно и красиво. Но ты смотришь на какой-то безымянный костюм и слегка приседаешь — он будет стоить 450 евро.
«Ахаха, ну что вы, это же 60-е!», - хлопочет продавщица. Платье 50-х уже 600. Сумка без лейбла из кожи крокодила – 500. Причем таких вот именно сумок в любом винтажном магазине с некоторыми претензиями — навалом, и стоят они 120 евро в худшем случае. А платье из второй половины 60-х я в Лиссабоне покупаю за 50.
Вывод такой — если в винтажном магазине зашкаливают цены, бегите оттуда. Смысл такой одежды именно в том, чтобы купить прекрасное за мало денег.
Если будете в Лиссабоне — обязательно зайдите в A Outro Face da Lua (Другое лицо луны). Так как в Португалии очень скромно с промышленностью и дизайном, а красивое и яркое португальцы любят не меньше испанцев, то подборка здесь просто замечательная. А цены — ну почти бесплатно. Магазинов два — напротив друг друга. В одном, где кафе, более демократично, а во втором чуть более винтажная одежда, но и немного дороже (правда, это «дороже», если сравнивать с остальной Европой — просто смех).
С винтажем уже начались какие-то спекуляции. Всегда надо понимать, что в 99% случаев эта одежда закупается контейнерами, откуда потом разные агенты выбирают одежду для своих магазинов. Оптом каждая тряпка стоит почти ничего. Что-то забирают магазины вроде Humana - это совсем недорогой секонд-хэнд, где надо рыться. Что-то сетевые магазины вроде Beyond Retro. Бутики для придирчивых покупателей выбирают самое ценное и необычное. Конечная цена — вопрос исключительно маркетинга.
В интернете можно найти платья 50-х и за 200 и за 50 долларов. Есть чудесный магазин на etsy.com – Vintage is New Black, но владелица решила, что ее одежда заслуживает лучшей цены (хотя ассортимент у нее прекрасный, что уж там). Но рядом на том же etsy можно найти все то же самое, но в два раза дешевле.
Любимый хипстерами urbanoutfitters совершенно утратил совесть — они продают винтажные куртки без имени по 300, а платья — по 150 долларов. Это грабеж, если что. На том же etsy можно найти выходные наряды 50-х, уникальные коллекционные платья, которые будут стоить 400 долларов, так что отдавать 150 за обычную тряпку из 80-х — себя не уважать.
Многим винтаж нравится теоретически, но мысль о том, что все это уже кто-то носил, претит. И, возможно, старая одежда подходит именно тем, кому важно подчеркнуть свою уникальность. И кто ценит стиль определенного времени, который ушел в архив только потому, что у современной моды очень жесткие правила.
Но, узнавая винтаж, ты понимаешь еще одно — в мире просто невероятно много одежды. Новой. Дешевой. Дорогой. Старой. Старинной. Одежды, которую кто-то когда-то любил. Одежды, которая решила чью-то судьбу. Одежды, которая была надета на праздники, на выпускные, которая была ультрамодной или, наоборот, консервативной.
Так получается, что в том, где одни видят старье, другие видят историю. Если у твоего платья есть прошлое — разве это не делает его еще более очаровательным и особенным?
"Платье некого дома, ..." - верните корректора!