Стрит-арт так и остался бы стрит-вандализмом, если бы не англичанин Бэнкси, чьи работы из «портящих лицо города» экзерсисов на стенах зданий постепенно превратились в произведения искусства. Благодаря ему стрит-арт стал не только частью массовой поп-культуры, но и дерзким ответом на социальные и политические проблемы мира.
Впрочем, настоящее имя андеграундного художника до сих пор точно не установлено – наш герой анонимен и влиятелен, он вдохновляет художников (изображение двух целующихся констеблей послужило источником вдохновения для фотографии «Эра милосердия» российской арт-группы «Синие носы»), снимает кино («Выход через сувенирную лавку») и скрывается от полиции. Но, возможно, именно благодаря Бэнкси его последователи не боятся называть свои имена?
Особую разновидность стрит-арта – скотч-инсталляции – создал американский художник Марк Дженкинс, отвлекающий горожан от бесконечной суеты неожиданными ироничными «скульптурами»: белые скотч-лебеди в городской луже; люди, забравшиеся на светофор; одинокий страдалец, погрузивший голову в стену; прозрачный человек, отдыхающий на газоне в центре Белграда; и даже мужские ступни в черных носках, торчащие из водосточной трубы где-то в переулках Москвы…
Впрочем, куклы Дженкинса не всегда наводят на радостные мысли – представьте себе, что вы видите черноволосую девушку, сидящую в мусорном баке где-то в Барселоне, или труп молодого человека с шариками в реке мирного шведского Мальмё...
Но Марку нравится шокировать людей. А на своем сайте он с удовольствием обучит вас делать то же самое – скотч-культура набирает обороты, и об уличных проектах Дженкинса пишут Time, The Washington Post, Reuters, The Independent. Его стрит-арт давно занял прочное положение и в традиционных арт-галереях – например, в лондонской Lazarides Gallery.
А вот французский художник и фотограф JR категорически против музеев: своим проектом Unframed он на три недели превратил швейцарский город Вевей в музей под открытым небом, расклеив по всему городу постеры с изображением фотоэкспонатов местного музея. Джон Филлипс, Хелен Левитт, Марко Джакомелли – работы этих мэтров фотографии «вышли» на улицу и стали наконец достоянием самой широкой общественности.
JR обклеивает постерами парижские трущобы, древние стены Среднего Востока, а в 2007 году он организовал совершенно беспрецедентную «выставку» Face to Face, расклеив в девяти палестинских и израильских городах портреты палестинцев и израильтян лицом к лицу.
Не так давно JR стал обладателем уникальной премии TED Prize («За идею, которая достойна воплощения в жизнь») и награды в 100 тыс. долларов, которые художник сможет потратить на очередной проект под названием Inside Out. В этом проекте, кстати, может принять участие любой человек!
Итальянский стрит-арт-мастер Blu известен своими огромными сюрреалистичными картинами на фасадах домов в Лондоне, Берлине и в Америке. Необычные и нередко эпатажные работы Blu сам художник называет протестом против традиций, как это ни странно звучит, современного искусства и узости нынешнего понятия красоты.
Кстати, непокорный итальянец еще и отличный пиарщик. Это сегодня он разрисовывает стену для Tate Modern (наряду с JR и ярким бразильским художником Nunca), а когда-то на заре славы он бесплатно раздавал на улице немецкого городка Вупперталь журналы со своими работами, которые он сам и отпечатал в количестве 6 тысяч! Гляньте, не валяется ли он где-нибудь у вас? Сегодня за него можно выручить неплохие деньги.
Да, деньги. Самым процветающим стрит-артистом называют британца Sickboy, известного своим слоганом «Savethe Youth» – «Спаси молодость!».
Правда, Бэнкси своим самым свежим граффити в Лондоне поставил под сомнение способность стрит-арта как-то влиять на умы зрителей. «Если бы граффити могли хоть что-то изменить, их бы запретили», – высказался знаменитый художник и поставил свою фирменную подпись – крысу.