В экспозицию Пушкинского музея вернулась картина Тициана

В постоянную экспозицию Пушкинского музея после долгого и сложного процесса реставрации вернулась работа Тициана Вечеллио «Се, Человек!», написанная мастером около 1575 – 1576.

Картина принадлежит к последнему периоду творчества венецианца и относится к числу знаковых произведений итальянской живописи в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1850 году работа была приобретена для Эрмитажа вместе с другими полотнами Тициана из знаменитого собрания Барбариго делла Террацца. В коллекцию Пушкинского музея картина поступила в 1924 году из Эрмитажа вместе с рядом других произведений старой европейской живописи. Три года спустя она была похищена из залов вместе с произведениями Рембрандта и Карло Дольчи и лишь 26 сентября 1931 года, была возвращена в музей в поврежденном состоянии.

Первая реставрация, проведенная в начале 1930-х годов, была направлена прежде всего на консервацию и дальнейшее сохранение полотна. Экспонирование работы Тициана в таком состоянии считалось невозможным. Долгие годы сам факт пребывания картины в музее был неизвестен широкой публике: лишь в 1995 году она впервые была включена в краткий каталог картинной галереи, а в 2002 – в научный каталог итальянской живописи, составленный Викторией Эммануиловной Марковой.

В 2008 году было принято решение о реставрации произведения и возвращении его в экспозицию музея. Проведенные перед началом реставрации технико-технологические исследования картины при помощи рентгеновских лучей, съемок в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а также оптических и физико-химических исследования красочного слоя подтвердили сохранность наиболее значимых участков картины. Просвечивание полотна при помощи рентгена выявило под верхними красочными слоями мужской портрет; Тициан нередко использовал в качестве основы для новых произведений более ранние, по каким-то причинам остававшиеся незавершенными. Также был определен состав красок, использованных мастером в разные годы при работе над картиной «Се, Человек!» и скрытым под ней изображением.

В работе над изучением и реставрацией картины принимали участие: команда Пушкинского музея — Николай Владимирович Колесников, Юлий Владимирович Питеря, Игорь Викторович Бородин, а также Анна Владимировна Васильева и научно-исследовательская лаборатория Минералогического музея им. А.Ф. Ферсмана РАН. Научное руководство осуществляла Виктория Эммануиловна Маркова.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?