Взгляд на Россию
Взгляд на Россию

«Черному квадрату» - 100 лет

В декабре 1915 года в Санкт-Петербурге открылась «Последняя футуристическая выставка картин «0,10». Кульминацией экспозиции, на которой было представлено почти сорок полотен в стиле супрематизм, стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича. Реконструкция этой выставки откроется 4 октября 2015 года в знаменитой базельской галерее «Fondation Beyeler».

Базельская галерея готовится к 100-летнему юбилею «Черного квадрата», который будет ознаменован реконструкцией знаменитой выставки, на которой впервые появилась эта картина.

Двадцатый век начался фейерверком. Мир стремительно летел в счастливое будущее, пока пороховой дым 1914 года не известил о наступлении «черного периода». Мыслители и художники, поэты, политики предостерегали и предчувствовали катастрофу. Кстати, в 1913 году Малевич уже один раз нарисовал квадрат, но черным он не был.

Споры о Малевиче в частности и о супрематизме вообще не прекращаются до сих пор. Одни видят в «Черном квадрате» печать гения, другие пренебрежительно заявляют, что «так может каждый».

Но все соглашаются с тем, что 3 декабря 1913 года, когда в первом действии оперы на сцене вместо солнца был поднят белый занавес с черным квадратом, что-то в мировом искусстве сдвинулось навсегда. Публика негодовала, а Малевич заявил о том, что навсегда уходит в оппозицию, и не только к природе.

Казимир Малевич начал было учиться рисованию, но законченного художественного образования так и не получил. Первые, еще вполне импрессионистские по духу, работы Малевича увидели свет именно на одной из таких выставок в 1907 году.

В итоге Михаил Ларионов приглашает Малевича поучаствовать в выставке «Бубновый валет», которая состоялась в 1910 году. Художники, выставившие там свои работы, организуют затем творческое объединение под таким же названием. Малевича принимают в общество, и так он окончательно входит в художественную среду.

К 1913 году Малевич уже успел «проработать» несколько направлений в живописи: яркий фовизм, кубизм, футуризм. Однако он все время был в поиске, придя в итоге к «превосходству чистого восприятия» простейших форм — цветных фигур на белом фоне. Это явление он назвал супрематизм.

На «Последней футуристической выставке картин «0,10», открывшейся в декабре 1915 года, Малевич активно распространял свой легендарный манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Ее участниками стали 14 художников, причем один только Малевич представил на ней 39 супрематистских полотен. «Черный квадрат» был расположен под потолком в углу по диагонали.

Отмечая столетие явления миру «Черного квадрата», этой, по словам художественного критика Александра Бенуа, «иконы, которую господа футуристы ставят взамен мадонн», базельский музей «Fondation Beyeler» решил воссоздать оригинальную «Последнюю футуристическую выставку картин «0,10».

Куратор нынешнего проекта со стороны музея «Fondation Beyeler» Мэттью Друтт замечает, что полностью реконструировать выставку 1915 года сегодня, конечно же, невозможно, ведь многие из тогдашних экспонатов окончательно потеряны или уничтожены. Однако современная выставка, которая называется «По следам «0,10». Последняя футуристическая выставка живописи», была искусно дополнена пусть и другими работами, но художников, принимавших участие в петроградской экспозиции сто лет назад.

В итоге скоро на берегах Рейна появится уникальная возможность соприкоснуться со всей славой русского авангарда из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства и других собраний.

Так что посетители получат конкретное представление о художественной атмосфере России в начале XX века, смогут ощутить ее огромное творческое и духовное богатство, которое сохранилось, несмотря на огонь войн, революций и репрессий.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?