Взгляд на Россию
Взгляд на Россию

Школа русского либерализма

Из всех мест Швейцарии, тесно связанных с Россией, небольшой городок Хофвиль, расположенный под боком у Берна, является самым неизученным. Корреспондент нашего партнера SWISSINFO посетил некогда известную по всей Европе гимназию, поговорил с ее директором и неожиданно натолкнулся на историю пусть и 200-летней давности, но при этом более чем актуальную.

Хофвиль  находится недалеко от Берна среди живописных холмов . Корреспондента SWISSINFO встретил бывший директор гимназии города Хофвиль др. Рудольф Майер.  По его cловам, это, наверное, первый визит сюда россиян за последние несколько десятилетий. «А ведь если и есть в Швейцарии место, теснейшим образом связанное с Россией, так - вот оно», — говорит он про школу. -  «Здесь почти всё сохранилось так, как это было при основателе поместья Филиппе фон Фелленберге», — говорит доктор Р. Майер. «Мастерские по производству мебели, основанные в конце 18-го века, работают и сейчас».

Педагогическое высшее учебное заведение в Хофвиле, основанное фон Фелленбергом и готовившее учителей для школ, всегда было в кантоне Берн одним из оплотов системы либерального народного образования.

«Здесь, у нас, учился Александр Аркадьевич, внук генералиссимуса Суворова», — говорит бывший директор.

Три задачи для Швейцарии

История гимназии Хофвиль самым теснейшим образом связана с именем Филиппа Эммануэля фон Фелленберга (1771-1844), швейцарского педагога и агронома. В 1798 году он и его отец приобрели заброшенное имение Вильхоф недалеко от города Мюнхенбухзее, что на полпути из Берна в Биль.

Филипп фон Фелленберг прекрасно понимал, какие проблемы стоят перед Швейцарией. Во-первых, из-за отсутствия современного сельского хозяйства жители регулярно страдали от голода. Во-вторых, страна была тогда жертвой еще и старой политической элиты, использовавшей власть ради личного обогащения.

Наконец, в стране не было современной системы образования, столь необходимой для реформ.

Филипп символически сменил название поместья на современное Хофвиль и принялся за обустройство своих собственных владений.

Будучи человеком либеральных взглядов, то есть стремящимся изменить к лучшему пусть не весь мир сразу, но хотя бы тот клочок земли, который находился в его непосредственном распоряжении, Филипп фон Фелленберг внимательно отслеживал все новинки из мира техники. В результате в Хофвиле возник целый ряд столярных, слесарных, кузнечных и прочих мастерских.

Дабы продемонстрировать результаты своего труда, Филипп фон Фелленберг начинает устраивать осенние праздники урожая. Регулярными гостями на этих торжествах, — которые, кстати, стали прообразом праздника «Октоберфест» в Мюнхене — были и представители российского высшего дворянства.

В 1807 году Филипп фон Фелленберг открывает в Мюнхенбухзее Высшую сельскохозяйственную школу, а также едва ли не первую в Швейцарии школу для бедных и беспризорных детей.

Школы для бедных и богатых

Возглавил школу для бедных детей, а потом 23 года руководил ею швейцарский педагог Иоганн Якоб Верли (1790−1855). Слава об этой школе быстро распространяется по Европе. Король Дании направляет в Хофвиль двух педагогов, дабы те поучились работать с беспризорными.

А Филипп фон Фелленберг учреждает и другую школу, уже для отпрысков знатных семей. Ее основой стала поначалу семья самого фон Фелленберга, в которой было 10 детей. Первые питомцы из высших слоев первоначально воспитывались вместе с ними, но потом стало ясно, что следует создавать нормальную школу.

Большинство учителей этой школы были из Германии, преподавание шло на немецком языке. Основу учебного плана, кроме обычных предметов, составляли также фехтование, конный спорт, занятие танцами и музыкой. Зимой силами учащихся делались постановки в домашнем театре. 

В классах было по три-четыре ученика, каждый из них учился по своему собственному плану. В годы расцвета школа насчитывала до ста учеников, которые жили в спартанских условиях. Главная спальня была в большом сарае для сена, и зачастую, «просыпаясь, отпрыски благородные на одеялах своих снег да иней находили».

Понятно, что и гости в Хофвиль приезжали самые знаменитые, среди них не только ученые, политики и поэты (педагог Иоганн Песталоцци и философ Фридрих Шлегель), но и даже коронованные особы, например, герцог Саксен-Веймарский и Саксен-Эйзенахский Карл-Август (1757-1828).

Хофвиль и Россия

Царь Александр I, воспитанный швейцарцем Сезаром де Лагарпом, питал теплые чувства как к Швейцарии, так и к либеральным идеям. В 1813 году, когда войска антинаполеоновской коалиции приблизились к Швейцарии, стало ясно, что будущее этой страны во многом зависит именно от позиции царя. Фон Фелленберг лично поспешил к нему, дабы рассказать о своих школах и обсудить будущее Швейцарии. Александр внимательно выслушал его и остался под впечатлением его педагогических планов.

Царь произвел швейцарца в кавалеры Ордена Св. Владимира IV степени, отмечая при этом, что сочетание педагогики и сельского хозяйства является идеальным в том смысле, что оно одновременно порождает «и культуру, и тех, кто эту культуру создает».

Из писем первого посла России в Швейцарии И. Каподистрии к Ф. фон Фелленбергу, а также отдельный доклад Каподистрии царю с восторженным описанием поместья Хофвиль следует, что Александр в серьёз намеревался реализовать в России опыт, накопленный фон Фелленбергом.

Именно доклад Каподистрии стал для многих русских вельмож главным стимулом направить в Хофвиль своих сыновей.

Список русских учеников Хофвиля очень велик, но особенно заметными на этом фоне являются известный аристократ Григорий Петрович Шувалов (1804–1859), будущий декабрист, член петербургской ячейки Южного общества Сергей Иванович Кривцов (1802-1864), и его брат, участник войны 1812 года, дипломат, личный приятель Пушкина Николай Иванович Кривцов (1791–1843).

Пять лет проучился здесь и Александр Аркадьевич Суворов (1804 —1882), внук генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, крупный русский политический и военный деятель либеральных убеждений.

Филипп фон Фелленберг был настолько воодушевлен вниманием царя, что в 1817 году он даже составил подробный план создания в России учебного заведения, готовившего прогрессивных учителей и экономистов.

Каподистрия, однако, притормозил фон Фелленберга. «Наука не выносит прямой зависимости от политики. Воспитание, постриженное под одну гребенку политическими интересами, никогда не приносит добрых плодов», — писал И. Каподистрия фон Фелленбергу. Да и симпатии царя по отношению к Хофвилю вскоре начинают остывать, не в последнюю очередь из-за интриг в его окружении. Многие представители русской элиты отвернулись от фон Фелленберга, поверив утверждениям о том, что воспитание в Хофвиле является, де, космополитическим, антирелигиозным, и что дети находятся там на положении рабов.

Александр не был склонен прислушиваться к таким сплетням и даже издал указ о том, что все россияне, окончившие Хофвиль, немедленно получают право поступить на государственную службу в России в офицерском чине. Однако и сам он к тому времени уже серьезно изменил свои взгляды, отойдя от раннего либерализма.

Плоды просвещения и николаевская реакция

В октябре 1827 года министр Императорского двора и уделов Пётр Михайлович Волконский (1776-1852) предложил вести новую систему управления личными землями царя, разделив их на домены и поставив во главе каждого из них управляющего, избранного (!) крестьянами. Это было результатом прямого влияния Ф. фон Фелленберга. Предлагалось также на основе его опыта учредить сельскохозяйственную школу. План был утвержден 4 июля 1832 года. Однако в России наступила уже николаевская эпоха.

Многие русские ученики были отозваны из Хофвиля на основании необходимости «молодежь империи обучать и воспитывать дома». То, насколько верны были выпускники Хофвиля своим принципам, новый монарх увидел на примере Александра Аркадьевича Суворова. Тот поначалу наотрез отказывался принести Николаю клятву верности, указывая, что он уже поклялся Константину. Изменил свое мнение он, только узнав, что тот от трона отказался.

Царь оценил по достоинству твердость внука генералиссимуса, спросив, правда ли, что тот все еще остается приверженцем либеральных идей. «Да, Ваше Величество, долг для меня превыше всего. Так же, как и у всех учеников господина фон Фелленберга», — был его ответ.

Кстати, от Ф. фон Фелленберга не ускользнул поворот России от просвещенной монархии Александра к деспотизму Николая I. И когда Генрих Чокке, известный швейцарский публицист и журналист, начал в своем журнале «Schweizerbote» восхвалять Николая и его курс, то в одном из своих частных писем Ф. фон Фелленберг не стал скрывать тревоги: «Насколько я далек от склонности критиковать иностранные власти, настолько же склонен я наблюдать проникновение агентов абсолютизма в еще столь слабый организм нашего республиканизма. Так что не исключено, что крестьяне наши, все еще будучи в своем первозданном состоянии духа, начнут, чего доброго, следуя предложенным им Чокке фантастическим образам, искать себе будущей земли обетованной от щедрот Николая».

Филипп Эммануэль фон Фелленберг умер 170 лет назад  21 ноября 1844 года, немного не дожив до создания современной демократической и федеративной Швейцарии.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?