Итоги-2015: сокращение рейсов

Уходящий 2015 год принес немало дурных вестей в сфере авиаперевозок: уход easyJet из России, банкротство авиакомпании «Трансаэро» и в целом сокращение рейсов европейских компаний в Россию. На этом фоне свои позиции наоборот укрепил российский лоукостер "Победа", а российские компании открыли и собираются открывать новые маршруты. 

Уход авиакомпаний из России и сокращение рейсов

В январе этого года были отменены рейсы в Москву австрийской авиакомпании Niki, которая осуществляла перевозки в сегменте low-cost.  

Британский лоукостер easyJet также прекращает полеты в Россию. Осенью она отменила нерентабельный маршрут Манчестер-Москва, а с 21 марта 2016 года компания прекратит полеты из Лондона в Москву.

Сокращение спроса на полеты по маршруту Москва-Лондон easyJet отмечала на протяжении последних месяцев. По словам авиакомпании, это обусловлено в том числе сложной ситуацией в российской экономике и ужесточением визового режима.

С 26 октября эстонская авиакомпания Estonian Air прекратила полеты в Россию по маршруту Таллин-Москва. Таким образом, теперь в столицу Эстонии прямые рейсы осуществляет только «Аэрофлот». В то же время Estonian Air продолжит летать из Таллина в Санкт-Петербург. 

С 18 января 2016 года немецкий авиаперевозчик air berlin тоже прекращает полеты в Россию.

В частности, отменены рейсы из Дюссельдорфа в Москву и из Берлина в Москву и Калининград. Air Berlin на данный момент в рамках реструктуризации пересматривает программу полетов всей группы.  

Рейсы между Дюссельдорфом и Москвой, а также между Берлином и Калининградом будут отменяться постепенно в течение следующих месяцев.

Тем не менее, компания полностью не уходит из России, оставляя в силу договоренности с компанией S7 Airlines, совместно с которой выполняются код-шеринговые рейсы.

Дочерний лоукостер Lufthansa Germanwingsтакже объявил о сокращении рейсов в Россию и закрыл сообщение Санкт-Петербург-Дюссельдорф, Москва-Кёльн и Москва-Дюссельдорф. При этом он открыл рейсы в Москву. 

Авиакомпания SAS также заявила о сокращении рейсов в Россию. В начале года она планирует прекратить полеты по маршруту Копенгаген-Москва.

Причиной названо серьезное падение спроса. С конца января до конца марта она намеревалась оставить лишь по 1-2 рейса из Копенгагена и Стокгольма в Москву, а полеты из обоих скандинавских городов в Санкт-Петербург приостановить на месяц. Но и с такой низкой частотой копенгагенский маршрут в Москву не смог набрать достаточное количество пассажиров, несмотря на проводившиеся скидочные акции.

Пассажирам закрытого маршрута предложено пользоваться стыковочными перелетами через Стокгольм, либо лететь из Копенгагена в Санкт-Петербург. Не исключены дальнейшие корректировки расписания. 

Практически все европейские авиакомпании в целом сократили рейсы в Россию.

Авиакомпания SWISS отменила один рейс из Женевы в Москву, национальный чешский перевозчик Czech Airlines также сократил количество рейсов в российские города.

Крупнейшая финская авиакомпания Finnair тоже не осталась в стороне. Был упразднен рейс Хельсинки-Нижний Новгород. Еще два пути сообщения, связывающие финскую столицу с Казанью и Самарой, будут аннулированы в период с января по апрель следующего года.

Все три маршрута национальной авиакомпании Финляндии были открыты прошлым летом. Рейсы по ним осуществляет филиал компании Nordic Regional Airlines (бывший Flybe Nordic) на авиалайнерах Embraer 190, рассчитанных на 100 мест.

Новые рейсы в Европу

Компании, входящие в Lufthansa Group, напротив не собираются уходить из России, а Brussels Airlines в условиях кризиса и вовсе открывают новый рейс из Санкт-Петербурга в Брюссель с марта 2016 года.

Из Берлина в Москву начал также летать немецкий авиаперевозчик Germanwings, таким образом, на этом маршруте заменив air berlin.

Новые рейсы также запускает авиакомпания S7. Предстоящей весной она откроет рейсы в Малагу и на остров Ибица. Таким образом, общее количество линий связи с Испанией достигнет шести.

Прямые рейсы из Москвы в Малагу S7 Airlines будет выполнять с 30 апреля 2016 года, с периодичностью два раза в неделю – по средам и субботам. Полеты из Москвы на остров Ибица S7 Airlines будет выполнять с 3 июня 2016 года, один раз в неделю по пятницам. На данном направлении у S7 не будет конкурентов.

В зимнее время – с 26 декабря до 26 марта 2016 года – авиакомпания также будет совершать рейсы в Зальцбург.

Этим летом греческая авиакомпания Ellinair начала полеты по маршруту Москва-Салоники-Москва

Также прямые перелеты между Москвой и Салониками с 1 мая 2016 будет выполнять S7 Airlines. Рейсы будут осуществляться три раза в неделю - по вторникам, четвергам и воскресеньям.

Европейские направления в этом году освоил российский лоукостер «Победа». С 19 декабря авиакомпания начала полеты в Братиславу, а с 20 декабря был открыт новый рейс Москва - Бергамо (Милан).  

Банкротство «Трансаэро» 

Этой осенью российский авиационный рынок лишился крупнейшего игрока – компании «Трансаэро».

Авиакомпания, накопившая долги и имеющая избыточный самолетный парк, в сентябре оказалась в предбанкротном состоянии, вынудив государство искать варианты ее спасения. Предполагалось, что 75% + 1 акция перевозчика будут проданы «Аэрофлоту» за 1 рубль, но акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций.

Вскоре стало известно, что совладелец ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (входит в группу S7) Владислав Филев подписал соглашение о покупке «не менее 51% акций «Трансаэро». Но впоследствии он отказался от сделки. Таким образом, 26 октября «Трансаэро» прекратила полеты.

Основание Eurowings

Важной новостью в сфере европейских авиаперевозок стало основание лоукостера Eurowings, который начал выполнять рейсы с 25 октября.

Eurowings начал летать из Кельна. Первыми дальнемагистральными точками назначения стали Дубай, Бангкок и Пхукет, а также Варадеро, Бриджтаун и Пунта-Кана на Карибских островах.

Забастовки Lufthansa

Сотрудники авиакомпании Lufthansa в этом году также дали немало поводов для разговоров. В течение 2015 года они в общей сложности бастовали более 13 раз, парализовывав работу авиакомпании. Профсоюзы Lufthansa недовольны условиями выхода на досрочную пенсию, а также намерением Lufthansa в рамках конкурентной борьбы обслуживать больше маршрутов самолетами дочерних авиакомпаний, которые предлагают билеты по более низким ценам.

Профсоюз не устраивает также то, что работа пилотов в дочерних авиакомпаниях оплачивается по более низким тарифам, чем те, которые действуют в Lufthansa.