BFM: История метро началась с лондонской подземки

9 января 2013 года лондонскому метро исполнилось 150 лет. Ровно полтора века назад небольшой паровой поезд отправился в первое подземное путешествие от станции Paddington и 2,5 часа спустя завершил свой путь длиной в 5,5 километра на станции Farringdon

Ровно полтора века назад, 9 января 1863 года, небольшой паровой поезд отправился в первое подземное путешествие от лондонской станции Paddington и 2,5 часа спустя завершил свой путь длиной в 5,5 километра на станции Farringdon. В пункте назначения уже были накрыты столы для большого банкета по случаю путешествия, с которого началась мировая история метро.

Сегодня лондонская подземка — это огромная транспортная система общей протяженностью линий в 402 км, с 270 станциями, более чем на половину «вышедшая» на поверхность: сегодня лишь 45% маршрутной сетки пролегает в тоннелях. По оценкам транспортного управления Лондона, Transport for London, годовая мощность потока в лондонском метро — 1,1 млрд пассажиров.

Первая линия подземки была построена на средства частной компании — Metropolitan Railway. Первый эскалатор появился на станции Earl’s Court в 1911 году. Сегодня, по данным Transport for London, эскалаторов насчитывается 426, больше всего их на станции Waterloo — 23. Она же — самая загруженная станция: за «пиковый» трехчасовой период утром входящий пассажиропоток достигает 57 тысяч человек, за год вестибюлями Waterloo пользуются 82 млн человек, и это тоже рекорд. Больше всего платформ — 10 — на станции Baker Street.

Достояние британского дизайна

Первая карта лондонского метрополитена была выпущена в 1908 году — это была совместная инициатива нескольких частных компаний, которые управляли отдельными линиями. Классическая же схема подземки, разработанная Гарри Беком, была впервые изготовлена в 1933 году по образу электросхемы.

За работу Бек получил примерно 10,5 фунта. Чтобы добиться выпуска пробного тиража, Беку потребовалось два года, пишет The Independent. Автор предложил свое решение операторам подземки еще в 1931 году, но его отвергли. Лондонцы же в конечном итоге приняли схему Бека очень благосклонно.

Бек в течение 25 лет обновлял и расширял свою карту в соответствии с изменениями маршрутов, до тех пор, пока его пути с London Transport не разошлись.

В 1959 году его имя перестали печатать на схемах подземки, и только в 1990-ые ему вновь стали отдавать должное как создателю одного из самых популярных образцов британского дизайна. В 2006 году в конкурсе BBC среди самых любимых британских разработок XX века схема метрополитена заняла второе место.

В 2009 году с карты на короткое время исчезло схематичное изображение Темзы, но уже совсем скоро реку «вернули» по требованиям общественности.

Mind the Gap

Знаменитая фраза Mind the gap, напоминающая пассажирам о зазоре между платформой и вагоном, была записана в 1968 году. На большинстве линий она до сих пор она звучит в исполнении Питера Лоджа, на других к пассажирам «обращается» Эмма Кларк.

Плата за проезд

Изначально в поездах метрополитена было три класса обслуживания, и плата за проезд составляла 3, 4 или 6 пенсов. Сегодня один проезд в первой зоне стоит 4,5 фунта. Самой короткой (300 метров) и самой дорогой в пересчете на милю пути (28 фунтов с учетом стоимости разового билета) будет поездка от станции Leicester Square до Covent Garden на Piccadilly line.

С 2002 года действует система транспортных карт Oyster. Это удобный инструмент платы за проезд — использование электронных терминалов позволяет списывать нужную сумму с учетом перемещения по зонам. Кроме того, это ценный аналитический инструмент. Так, Центр пространственного анализа University College London (Centre for Advanced Spatial Analysis, CASA) «читает» структуру города по пропускной нагрузке терминалов для транспортных карт Oyster в лондонском общественном транспорте. В частности, эксперты CASA нарисовали карту Лондона, проанализировав данные о срабатывании на вход и на выход электронных турникетов метро.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?