Жителей восточной и западной частей Германии объединяют многие традиции, в том числе привычка к наготе в общественных местах. Но скрываются ли за спокойным отношением к обнаженному телу серьезные различия во взглядах на свободу женщины?
Могу представить, что секс в Германии не слишком отличается от традиций в этой области, существующих в других странах. Согласно общепризнанным представлениям, секс «изобрели» в 1960-х — по всей видимости, где-то в Калифорнии — ну, а с тех пор все соответствующие технологии стали универсальными.
Чего никак нельзя сказать об отношении к сексу и сексуальности. Должен сказать, что Германия в этом отношении меня удивила.
Взять, скажем, момент, когда я оказался в раздевалке тренажерного зала. Я был там совершенно голым — от пояса до пяток — и при этом пытался стянуть футболку через голову. Футболка же упрямо сопротивлялась.
Когда я, наконец, победил предмет своего гардероба, то увидел перед собой красивую девушку лет 20, которая орудовала метлой прямо у меня под ногами.
Это была женщина-уборщица, которая, как ни в чем не бывало, вошла в мужскую раздевалку. Наши глаза встретились, и я покраснел. Она же беззаботно продолжила свое дело.
В другой раз я зашел в местную сауну, какие здесь есть в каждом районе. Немецкие приятели просветили меня, что туда принято ходить голым, и, оказавшись в парилке, я обнаружил двух обнаженных девушек. Они посмотрели на меня. Я стал изучать потолок.
Немцы — или, по крайней мере, жители некатолического севера страны — говорят, что обнаженное тело — это совершенно нормально, или, как они любят говорить, натурально.
Зачем, спрашивают они, издеваться над собой и надевать грязные купальники и плавки? И добавляют, что отсутствие одежды не имеет никакого отношения к сексу.
Что, правда? — спросил бы я их.
Мои сомнения, кстати говоря, разделяли как коммунисты, так и нацисты, правившие в Германии в прошлом.
В ГДР нудизм считался проявлением диссидентства и протестом против официальных указаний министерства культуры о «защите общественных глаз».
Нацисты в лице Германа Геринга рекомендовали укреплять здоровье нации при помощи «исцеляющей силы солнца и воздуха». При этом Геринг возражал против публичной наготы и называл ее «культурной ошибкой», которая вредит женской скромности.
Оба режима исторический спор проиграли. А об остальном позаботилась демография.
В послевоенной Германии женщин было на семь миллионов больше, чем мужчин. И в этой обстановке расцвела индустрия, которой не было во многих других западных странах. Индустрия, больше рассчитанная на женщин.
В Германии всегда пользовались большой популярностью каталоги, при помощи которых можно заказать различные товары по почте.
И этим не преминула воспользоваться Беате Узе. Во время войны она была пилотом Люфтваффе; как женщина она не могла участвовать в боевых действиях, но пилотировала самолеты на линии фронта.
Ее отец был врачом, и после войны многие женщины спрашивали у Беате, как избежать беременности. И та начала снабжать их презервативами, а также практическими советами в отношении того, как сделать мужчин счастливыми.
В результате это вылилось в один из самых успешных бизнес-проектов Германии, процветающих и по сей день.
О Беате Узе мне рассказала историк Элизабет Хайнманн; по ее словам, многие женщины не стеснялись воспользоваться ее услугами, поскольку все покупки осуществлялись по почте.
В особенности это относится к южным католическим областям Германии, где женщины никогда не зайдут в соответствующий магазин, но могут заказать по почте все, что их интересует.
По словам Элизабет Хайнманн, после войны немецкие женщины стали особенно сильными и независимыми, поскольку отсутствие мужчин было очевидным.
В Западной Германии традиционные отношения полов со временем восстановились, однако этого не произошло в восточных регионах страны.
Журналист Симоне Шмолак сотрудничает с газетой Tageszeitung и женским журналом Die Magazine, который был основан в 1929 году и продолжал издаваться в коммунистические времена ГДР.
По словам Симоне, у женщин Восточной Германии, и у нее в том числе, была настоящая материальная независимость, которая делала их сильными в отношениях с мужчинами.
Но теперь, когда Берлинской стены больше нет, культурные различия начали давать о себе знать.
Вот как это описывает Симоне Шмолак: «Когда западные мужчины встречаются с восточными женщинами, у них, у мужчин, иногда возникают проблемы».
«Западные мужчины считают, что восточногерманские женщины — это круто. Они такие независимые. Такие свободные в сексе. Ну, а потом они требуют, чтобы эти женщины оставались дома», — объясняет журналист.
После всех потрясений, выпавших на долю Германии, после смены стольких режимов и социальных стандартов, в объединенной стране есть немало противоречий относительно места женщин и мужчин в обществе.
И ярче всего это видно, когда потный нагой британец забредает в сауну или раздевалку спортивного зала.