BFM: Секретная жизнь Берни Экклстоуна

В 2010 году босс «Формулы-1» Берни Экклстоун убедил российские власти выложить 40 млн долларов за право проведения этапа гонки в Сочи. На церемонии подписания присутствовал премьер Владимир Путин. История жизни бизнесмена — в книге Тома Бауэра.

В «Альпина бизнес букс» вышла книга о Берни Экклстоуне, человеке, который убедил российское правительство в необходимости инвестировать в право проведения этапа гонки «Формулы-1» в Сочи 40 млн долларов, превратил состязания для энтузиастов в многомиллионный бизнес и возглавил его.

Книга Тома Бауэра называется «Формула-1. История главной автогонки мира и ее руководителя Берни Экклстоуна». Ее оригинальное название, пожалуй, подходит книге больше. В английском варианте она называется: «Не ангел. Секретная жизнь Берни Экклстоуна».

Босс «Формулы-1» Берни Экклстоун в течение 30 лет контролирует распределение доходов от телетрансляций соревнований гонки и других авточемпионатов. В 1987 году он создал компанию Formula One Promotions and Administration, которая впоследствии стала получать около четверти доходов от трансляций гонок и выделяла средства на призы гонщикам и командам. В 1995 году была создана группа компаний Formula One Group, в которую вошла управляющая компания Formula One Management, Formula One Administration (ей были переданы коммерческие права на «Формулу-1»), и Formula One Licensing (получила права на логотип и другие атрибуты соревнований). Экклстоун стал генеральным директором Formula One Management и Formula One Administration.

Написать эту книгу Экклстоун предложил Бауэру сам. «Жду не дождусь твоей книги. Любопытно, чего же я достиг». Бауэру же хотелось получить ответ на вопрос: «Сорвал ли Экклстоун джек-пот»?

Складывается ощущение, что Эккслтоуна интересуют только деньги и азартные игры. Он беспощаден к своим врагам, к близким, к тем, с кем работает. Он не брезгует шантажом и знаменит «крутым» стилем ведения дел. Его компаньоны отмечают неуемную страсть Экклстоуна к чистоте и порядку.

Предпринимательский талант Экклстоун — сын рыбака и домохозяйки — начал оттачивать еще в детстве. До занятий в школе он успевал разнести два выпуска газет. По дороге в школу он покупал печенье и булочки и продавал их в школьном дворе с 25-процентной наценкой. У «Мозгляка» (так его прозвали за малый рост) одно время отбирали деньги, и он стал платить крепким ребятам за защиту. «Я понял, что драться стоит, когда есть неплохие шансы победить», — говорит он.

Однажды приятель Берни позвал его с собой на мотогонки. Экклстоун оказался просто заворожен и начал в них участвовать (это при том, что он почти слеп на один глаз). Параллельно начал заниматься бизнесом — перепродажей мотоциклов и запчастей к ним. Постепенно бизнес Экклстоуна разрастался, и он открыл автомобильный салон — машины он также скупал у конкурентов, не брезгуя уловками, скручивая автопробег, сотрудничая с угонщиками авто и скупщиками. В жизнь Экклстоуна вошли набитые деньгами карманы. Иногда он заявлялся в салон и говорил: «Куплю у тебя все разом за … тысячи фунтов». Сумма поражала и хозяин соглашался, только потом осознав, что за все машины он мог выручить гораздо больше. Каждая сделка приносила Берни прибыль, но он никогда не подавал вида и не выражал заинтересованности. «Если они станут осторожнее, я потеряю преимущество», — говорил он.

К слову сказать, Экклстоуну так и не удалось избавиться от криминального «флера». Одно время даже ходили слухи, что он обязан своим богатством одному из громких ограблений. «С чего бы мне грабить поезд, в котором всего миллион фунтов», — отвечает он.

Затем он увлекся уже автогонками и купил (тоже не без обмана) свою первую команду Brabham. Это автоматически давало ему пропуск в FOCA — группу английских автопроизводителей, организованную в 1963 году Колином Чепменом.

Рост числа зрителей, привлеченных борьбой пилотов (подчас со смертельным исходом), обеспечил организаторов гонок прибылью. Но при этом британские команды еле сводили концы с концами. Каждая обговаривала свой гонорар отдельно с владельцами трасс и предсказать доходы и расходы было невозможно. Общий объем призовых не превышал 10 тысяч фунтов. Мэтр «Формулы-1» Энцо Феррари получал самый большой гонорар. Остальное между собой делили с боем. Каждому доставалось по несколько сотен, если деньги не исчезали при дележе.

«С ума сойти!» — подумал Экклстоун и в 1971 году предложил решение. Представитель FOCA должен был вести переговоры с 11 автодромами от лица всех британских команд, обговаривать размер гонорара и снижать расходы на транспортировку. «Ну что, кто этим займется?» — спросил он. Никто не проявил интереса, и Экклстоун как бы нехотя произнес: «Ну что ж, придется мне». И потребовал скромные 2% комиссионных. Уже 1973 году его комиссия выросла до 8%. Он брал на себя все финансовые риски и вел переговоры. Гонорары росли, а «Формула-1» только и ждала, чтобы ее превратили в доходный бизнес.

К середине 70-х Экклстоун начал увеличивать ставки. С организаторов Гран-при Канады он потребовал платы в 350 тысяч долларов за каждую гонку. Они отказались, а Экклстоун отменил участие «своих» команд. Деловая политика у него была совсем не гибкая.

В этом впоследствии убедились и парижские функционеры FIA (Международной автомобильной ассоциации) — с каждого европейского автодрома он потребовал 270 тысяч долларов за гонку плюс оплату расходов команд. Последовал отказ. И в 1976 году началась война — FIA заявила, что исключает британцев из чемпионата, если Экклстоун не прекратит требовать больше. Бои шли тяжелые. Однажды на переговорах Берни выключил свет в комнате и заявил оппоненту из FIA: «Видишь, я даже темноты не боюсь, не то, что тебя». В итоге он получил даже больше — 275 тысяч за каждую гонку. «Bon», — сказал Пьер Юже, представлявший FIA. Ему было некуда деваться — без «британцев» гонки не состоялись бы.

Шантаж в мире автоспорта — обычное дело. Энцо Феррари однажды перевез свои машины к итальянской границе и отказался въезжать на территорию Франции, пока организаторы Гран-при Монако не заплатят солидный гонорар. И получил деньги. Шантажом пришлось воспользоваться и австрийскому пилоту Brakham Ники Лауде, который один из немногих сумел провести Экклстоуна и вытребовать у него гонорар в 2 млн долларов. «Ублюдок», — сказал Экклстоун. «Се ля ви, Берни», — ответил Лауда.

Затем была война с Жан-Мари Балестром, боссом FIA, которая завершилась полной победой Экклстоуна и стала первым камнем в фундаменте его будущей империи.

Берни практически всегда получает то, что он хочет. И с долей иронии говорит о своих конфликтах. Про Флавио Бриаторе, который мог занять его место, и с которым у него теперь сложные отношения, и Рона Денниса, главу McLaren Automotive, он говорит: «Когда Флавио воткнул мне нож в спину, он мило улыбнулся и сказал: «Кровопускание пойдет тебе только на пользу». А Деннис если бьет тебя ножом, непременно сообщит, что это он тебя прикончил».

Экклстоун никогда не дожидается конца гонки и никогда не празднует побед. За шесть десятков лет, которые принесли ему не менее 4 млрд фунтов стерлингов, он ни разу не отметил ни одной вехи. Он отказался праздновать первую победу своей команды в Гран-при в Южной Африке. И не приехал на свадьбу дочери Дебби. Та сообщила, что запланировано тихое семейное торжество. «Ну, тогда приходи в тапочках», — сказал он ей и отказался от участия.

Сам он дарит подарки, но свирепеет, когда получает что-то в ответ.

Стальную броню хозяина в свое время удавалось пробить бульдогу Одджобу, его женщинам и двум друзьям-пилотам, которые погибли в гонках. Иногда его многолетние друзья ловят в нем малые проявления чувств, но указывают, что Экклстоун никогда не упоминал о счастье.

Чтобы понять степень влияния Экклстоуна на свое окружение, достаточно знать, что практически все они перед началом интервью спрашивали у Экклстоуна: «Что говорить?». Только семь десятков смельчаков, рассказывая о Берни, не попросили не называть их имена. Его моторхоум называют Кремлем. А его коллеги говорят: «Не злите Берни в своих статьях, а не то окажетесь в одной из опор новой эстакады на шоссе М4».

Книга будет интересна не только поклонникам «Формулы-1» и Экклстоуна, но и просто желающим заглянуть за кулисы многомиллиардного бизнеса. Она словно детектив с участием реальных завсегдатаев светских хроник и деловых изданий.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?