Директор одного из самых знаменитых музеев Великобритании – лондонского музея Виктории и Альберта (V&A) – Мартин Рот объявил, что покидает свой пост.
«Мартин Рот, занимающий должность директора V&A с сентября 2011 года, сегодня объявил сотрудникам, что он уходит со своего поста этой осенью», — говорится в сообщении пресс-службы музея.
Это новость стала для многих неожиданностью, так как назначение на этот пост потребовало специального решения британского премьер-министра, поскольку Мартин Рот — немец, причем рожденный в ГДР. Этому ученому с социалистическим прошлым удалось стать первым со дня основания музея директором-иностранцем.
Более того, его успехи на этом посту оказались впечатляющими. За последние пять лет в музее произошли значительные изменения: были построены новые здания, которым предстоит открыться для публики в следующем году, заключено несколько соглашений о партнерстве, создан новый отдел дизайна, архитектуры и цифровых технологий.
Музей провел немало крупных выставок, в том числе посвященных творчеству музыканта и певца Дэвида Боуи и модельера Александра Маккуина.
Благодаря ему из Лондонского музея в Москву впервые было привезено масштабное собрание снимков Джулии Маргарет Кэмерон — одной из первых женщин-фотографов.
«Для меня руководство музеем с потрясающими сотрудниками и невероятными коллекциями было огромной честью и очень интересным занятием. Я рад, что мне удалось привести музей к новым успехам, к периоду роста и расширения», — говорится в заявлении Рота, до музея Виктории и Альберта возглавлявшего Музеи Дрездена.
Джон Кампфнер, исполнительный директор Федерации сотрудников креативной индустрии, был огорчен известием об отставке Мартина Рота. «В Музее Виктории и Альберта он был одним из великих европейцев, внесших за последние годы огромный вклад в усиление британского искусства и креативной индустрии», - отмечает мистер Кампфнер.
«Музей — место, которое постоянно претерпевает изменения. Там все время что-то происходит, одна из причин, почему я люблю работать здесь. С одной стороны, это религиозный храм, где отражены все события прошлого. С другой — это институция, которая задает тенденции. Моя цель — сделать музей максимально доступным, поэтому у нас бесплатный вход. И важно обсуждать сложные вопросы, такие как неравенство. Наш музей находится в фешенебельном районе Лондона, в Южном Кенсингтоне, где люди тратят ежедневно столько, сколько другие не заработают за всю жизнь. В целом я считаю, что в музее должно быть всё, даже спорт», - рассказывал Рот о первых годах своей работы в Лондоне.
Он сообщил, что намерен теперь сосредоточиться на консалтинге в сфере культурных проектов, а также проводить больше времени со своей женой и двумя детьми. Жить Рот собирается на два города: Берлин и Ванкувер.
Однако, британские СМИ сообщают, что как человек воспитанный и крайне тактичный, Мартин Рот не стал называть истинной причины своей отставки, хотя за последние несколько месяцев о них можно было легко догадаться.
Как утверждает газета Times, основной причиной неожиданного и быстрого ухода Рота с поста директора V&A стало принятое на июньском референдуме решение Великобритании покинуть ЕС.
Рот, утверждают они, воспринял Brexit как «личное поражение». Эту версию подтверждают высказывания самого Рота в интервью РИА Новости незадолго до референдума.
«Brexit противоречит моему образу мыслей», — сказал тогда директор V&A.
По мнению Рота, основных проблем две: крайне негативная риторика и со стороны ЕС, и со стороны Великобритании, и различное понимание сторонами понятия «Европа».
«Если вы спросите в моей родной стране — Германии — что такое Европа, то люди будут говорить о музыке, философии, литературе, может быть, автомобилестроении. Для меня Европа — это мир. Я родился в 1955 году, и, если ты понимаешь, чем была твоя страна, чем была нацистская Германия, ты не хочешь быть немцем, ты хочешь быть европейцем. Это наше самовосприятие, тогда как для Британии Европа — это торговля и бизнес, бизнес и торговля, ну, может быть, оборона. Так что у нас абсолютно различное восприятие того, что такое Европа. Это проблема», — отметил Рот.
«Я раньше был генеральным директором музеев Дрездена. Приходишь в музеи, а там — работы итальянских, русских, испанских художников, это вся Европа. Речь не идет ведь только о национальном», — добавил он.
При этом, ранее Мартин Рот не раз отмечал, что политика не должна отражаться на культурном обмене между странами. Однако, по его мнению, Brexit - это не просто игры политиков, а мнение людей.
«Мы простые музейные работники. Для нас главное — кто наши друзья. Мои друзья — Михаил Пиотровский, Елена Гагарина, Зельфира Трегулова. И для нас всех важно иметь свое мнение и высказывать его», - отвечал в 2014 году господин Рот на вопрос об изменении политической ситуации вокруг России.
На жизнь Рота и его семьи большое влияние оказали две мировой войны. Он – единственный сын электрика и портнихи, которая никогда не знала своего отца: он умер в годы Первой мировой до рождения дочери. Мать Мартина всегда подталкивала его на стремление к лучшей жизни. «Именно этого мы ждем от тебя», - вспоминает Рот слова матери, которые для него были порой вдохновляющими, порой обременительными.
Рот отказался от военной службы, сославшись на свои убеждения. Перед комиссией ему пришлось доказывать серьезность своих взглядов, доказывать, что это не маскировка.
«Я в действительности против войны», - говорил тогда еще молодой Мартин.
«Когда мне было 20, я постоянно обещал себе не топтаться на месте, ни ради денег, ни ради чего-либо другого», - вспоминает Рот.
Покидая сегодня свой пост, 61-летний Мартин Рот полон уверенности, что ему предстоит еще сделать многое, так как культура и образование, по его мнению, становятся все более востребованными среди молодых людей.
«Я недавно вспоминал свое поколение, а я родился в 58-м году. Мы бунтовали против родителей, традиций. Следующее поколение было спокойным — ничего не знало и ничего не хотело. Потом бунтарское: молодежь протестовала против политической системы. Нынешнее поколение, по крайней мере немецкая его часть, называют поколением Меркель — оно не имеет политических взглядов. Но я лично думаю, что молодые люди сегодня не глупы, они больше читают и пишут, больше путешествуют, чем наше».