Эксперт: «Опасный» комиссар

Член управляющего совета Европейского центробанка Клаус Кнот вслед за немецким министром финансов Вольфгангом Шойбле выступил за введение в еврозоне должности еврокомиссара по бюджету. Он считает, что этот комиссар должен быть наделен функциями контроля над национальными бюджетами стран Европейского союза. «ЕС нуждается не только в строгой бюджетной дисциплине, но и в строгом контроле долговых уровней», – сказал он в интервью немецкой газете Welt am Sonntag в воскресенье.

На прошлой неделе Шойбле заявил о необходимости создать должность еврокомиссара по бюджету, который должен иметь право отклонить национальные бюджеты, если они не соответствуют строгим фискальным правилам еврозоны. По его мнению, эта должность должна создаваться по образцу еврокомиссара по конкуренции, которого «боятся во всем мире». «Я приветствую идею ... если нам удастся сохранить контроль, это будет представлять огромный прогресс. Стоит тщательно изучить идею Вольфганга Шойбле», – указал, в свою очередь, Клаус Кнот.

Говоря о скупке облигаций проблемных государств зоны евро ЕЦБ, представитель ЕЦБ отметил, что банк извлек уроки из своей последней программы покупки облигаций. «Мы готовы быть пожарной бригадой в краткосрочной перспективе, но только тогда, когда уверены, что новый дом будет построен более солидно», – сказал он. А эту уверенность может дать бюджетная консодилация. «Национальные бюджеты в валютном союзе не только влияют на национальную экономику, они также касаются других стран, – отметил Кнот позже в интервью голландской телевизионной программы Buitenhof. – Таким образом, они являются логическим следствием того, что несет с собой валютный союз, и требуют больше координации». В связи с чем «усиление контроля важно, и это показал кризис в зоне евро».

Вообще, Германия выступает за максимальный контроль во всех финансовых областях еврозоны, пусть даже ценой торможения нового процесса интеграции в Европе, указывает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Основные причины такого подхода заключаются в стремлении обезопасить зону евро от новых экономических потрясений. В докризисный период, да отчасти и сейчас, государства-члены еврозоны самостоятельно формировали национальные бюджеты и программы внешних заимствований. При этом фактически только внутренние правительства следили, насколько государство в своих финансовых операциях соответствует нормам евро (основное: дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60% ВВП). В результате еврозона была полностью разбалансирована. «По сути, – говорит эксперт, – если бы критерии соблюдались жестко, евро уже бы не существовало. И бремя восстановления валюты легло именно на наиболее сильные страны региона, прежде всего Германию. Неудивительно, что сейчас она хочет сначала ввести полные меры контроля, а уже потом переходить к полноценной помощи отдельным странам, максимально пострадавшим от кризиса».

Проблему действительно надо решать, это понимают как власти, так и национальные правительства, которые так боятся контроля. Одной из главных трудностей текущего кризиса в зоне евро на самом деле являются несбалансированные бюджеты стран, говорит главный аналитик ИФК «Солид»Ибрагим Боташев. Необходимость их более тщательного регулирования давно назревала и сейчас стала как никогда актуальной. Основной обязанностью еврокомиссара по бюджетам станет контроль и регулирование бюджетов стран евро на предмет сбалансированности. Еврозона не может себе позволить повторения истории с Грецией, которая раздувала бюджетный дефицит на протяжении нескольких лет. По мнению эксперта, успех этой должности зависит от спектра полномочий, которым будет обладать еврокомиссар. Стоит отметить, что данный вопрос все еще в процессе обсуждения.

В целом данный шаг и новая должность закономерны в свете политики, которую проводят в последнее время европейские финансовые власти, ведь бюджетная дисциплина – одно из главных условий предоставления финансовой помощи для преодоления кризиса и поэтапного выхода из него, считает эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. В теории появление еврокомиссара по бюджету должно способствовать более глубокому пониманию реальной бюджетной политики «проблемных» стран валютного союза. Впрочем, существует риск того, что рядом таких стран, например Испанией, идея будет воспринята весьма болезненно, ведь, по сути, на кон, пусть и временно, будет поставлен финансовый суверенитет стран, которым и без того тяжело балансировать между требованиями кредиторов и нарастающими протестами среди широких слоев населения, недовольного сокращением социальных расходов.

Но если еврокомиссару по бюджету дадут полномочия контролировать и вникать в экономические процессы каждого отдельного бюджета государства, можно рассчитывать на то, что его работа не окажется формальной, считает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Особенно если его функционал и права будут закреплены актами на уровне еврозоны. В этой части государства региона, вероятно, не будут противостоять в данном вопросе – ведь, по сути, это тот же регулятор, только в единственном числе и с индивидуальной задачей. ЕЦБ, в свою очередь, будет рад делегировать еврокомиссару часть надзорных функций, сосредоточившись на исполнении монетарных механизмов.

Так или иначе, но как отнесутся государства региона к новой должности, скорее всего, станет известно в декабре. Так, Финляндия и Нидерланды уже поддержали Германию во время саммита европейских лидеров, прошедшего 18-19 октября, считая, что национальные бюджеты требуют усиленного контроля. Весьма вероятно, что эта тема получит продолжение на следующей встрече, которая запланирована на 13-14 декабря. Как ожидается, на следующем саммите тема дисциплинированного бюджетного управления и централизованного контроля будет обсуждаться более подробно.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?