В соответствии с рамочным соглашением, о котором было объявлено в 4 часа утра после 10 часов переговоров, на ЕЦБ будет возложена ответственность за надзор за всеми 6 тыс. банков в зоне евро в рамках нового режима, который вступит в полную силу до 1 января 2014 года. Тем не менее лидеры ЕС не смогли решить вопрос о том, как будет работать процесс прямой капитализации и когда она начнется, а также что делать с «наследием активов», которые уже пришлось спасать национальным правительствам.
Переговоры проходили непросто. «С мутными глазами после короткого ночного сна лидеры в пятницу старались подчеркнуть свою общность. Но это было трудно для них – слишком сильны были различия позиций, которые и удерживали их на переговорах после полуночи», – рассказывает The Washington Post. «Темпы интеграции остаются медленными, – отметил Карстен Бржески, старший экономист ING Belgium в Брюсселе. – Марафон прошлой ночью снова показал, как громоздок и сложен процесс принятия решений в ЕС». Важным расхождением на переговорах стали позиции Германии и Франции. Так, президент Франсуа Олланд настаивал, чтобы процесс был запущен как можно быстрее. «Это не может быть сделано за один или два месяца, – парировала канцлер Германии Ангела Меркель. – Это сложный и трудный правовой вопрос...» Впрочем, отметила она, «политическая воля, во всяком случае, есть».
Между тем главные трудности банковского союза еще впереди. Так, предложенный план предоставит больше полномочий ЕЦБ, что может ослабить позиции национальных регуляторов. Как, в частности, сообщила Financial Times со ссылкой на юридическое заключение, подготовленное для министров финансов ЕС, планы по созданию единого банковского регулятора в еврозоне являются незаконными, так как это будет невозможно без изменения существующих в Евросоюзе законодательных норм.
Все же принципиально вопрос решен, считает Андрей Сахаров, аналитик «Инвесткафе». И, судя по всему, лучшего механизма субсидирования европейских кредитных организаций власти не видят. Тем более для этого есть и готовый орган, и практически вся инфраструктура – ЕЦБ. Что касается юридического конфликта, то при наличии политической воли вопрос удастся отрегулировать оперативно. Механизм регулирования планируется ввести для спасения зоны евро от раскола, что в конечном итоге выгодно для всех ее участников, ведь последствия отделения участников от зоны евро, скорее всего, повлекут издержки, значительно большие, чем затраты на докапитализацию. Кроме того, такой вариант не требует изменения Лиссабонского договора, которое возможно только посредством референдума, а это значительно облегчает и ускоряет процесс.
Стоит отметить, что соглашение в пятницу было достигнуто на фоне негативной новости для финансового сектора еврозоны Moody's Investors Service. Эксперты указали на несколько факторов риска, в том числе «интенсивную конкуренцию», слабую операционную среду в условиях экономического спада в Европе и ухудшения качества активов. Поэтому достижение договоренностей, хотя бы и предварительных, является важным как для банковского сектора, так и для рынков.
Все меры Европы по преодолению кризиса, конечно, правильные, но идут с сильным опозданием, отмечает директор аналитического управления компании «Альпари» Александр Разуваев. Не факт, что Европа, прежде всего Испания, сможет избежать банковского кризиса. Валюта одна, однако, правительств и национальных банков много. Поживем – увидим, но ситуация пока все хуже и хуже. Дополнительным негативным моментом является отток капитала из банков Южной Европы в немецкие банки. Это ослабляет и без того слабое финансовое состояние банков юга Европы. И вряд ли можно сказать, что Германии повезло, крах европейской финансовой системы очень больно ударит по немецким банкам.
Но процесс создания регулятора быстрым быть не сможет. По примерным подсчетам, единый банковский регулятор в полную силу заработает не раньше третьего-четвертого квартала следующего года, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Основная трудность – неприятие многими членами еврозоны вмешательства в деятельность национальных банков. Второй вопрос, который придется согласовывать: разница в банковских нормативах в отдельных государствах, ведь до сих пор некоторые конкретные акты и нормы для банков были в юрисдикции национальных правительств. Придется проводить серьезную законодательную работу по приведению норм к единообразию, чтобы общий регулятор мог эффективно работать.
Следующая проблема – помощь пострадавшим банкам и создание антикризисного фонда. Банально: как будут собираться средства в этот фонд? Будут ли это отчисления от банков, входящих в систему надзора? Или это будут специальные выплаты со стороны правительств, как решено на текущий момент в плане помощи испанским банкам? Все это требует длительной работы, а главное, преодоления разногласий отдельных государств. Но экономическая ситуация ухудшается, вопрос ликвидности остается острым, так что, похоже, жизнь заставит создать даже единый регулятор еврозоны, заключает эксперт.
Быстрого подхода к решению вопроса ждать и не стоило, соглашается старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин. Во-первых, в «лучших» традициях еврозоны все делается очень долго и муторно. Во-вторых, создание единого регулятора потребует времени и усилий. Еврозона – хоть и единый, но довольно разнородный по своей структуре организм, поэтому и процесс создания регулятора здесь должен будет учитывать особенности местных банков. Спешка ни к чему хорошему не приводит, один раз уже поспешили, когда создавали еврозону (далеко не все страны соответствовали требованиям). Так что в данном вопросе права Меркель: создание регулятора – запуск регулирования в течение 2013 года – более реальная цель. Главное, что отправные точки определены, вопрос будет находиться под тщательным присмотром министров еврозоны и мирового сообщества в целом.