Эксперт: Франция озадачилась своим рейтингом

Проекты по спасению евро ушли на второй план в среде экспертного сообщества Франции. Страна вплотную занялась своими проблемами и принимает меры жесткой экономии, чтобы не потерять высокий кредитный рейтинг. На реализацию мер дано всего лишь три месяца – полгода, говорят парижские аналитики.

На уровне дискуссий

Спасение зоны евро лежит в плоскости экономических и валютных мер – необходимо задействовать такие рычаги, как Европейский банк и МВФ, – так считают эксперты парижского Института политических наук. Но стратегический выбор мер – это вопрос политический.

Поскольку на повестке два подхода к структурированному решению с привлечением МВФ или без него, с поддержкой или без поддержки развивающихся отраслей и взаимострахования. В ЕС ведется дискуссия на эту тему. Конфликт позиций отмечается между Германией и Францией-Великобританией (которая не входит в зону евро). Берлин уверен в том, что решения по выходу из кризиса должны находить те страны, которые запустили ситуацию, позволив ей дойти до критического состояния. Париж и Лондон убеждены, что необходимы коллективные меры, коллективная поддержка с опорой на ЕЦБ и МВФ.

Кстати, как сообщил «Эксперту Online» Люк Рубан, руководитель направления в парижском Институте политических наук, французы в большинстве своем «не считают, что Евросоюз с его проблемами – это груз на их плечах. Идея единой Европы, общеевропейского единства пользуется большой популярностью». Поэтому идея коллективного решения проблем соседей не вызывает у французов аллергии.

Вместе с тем, по этим назревшим и перезревшим вопросам происходят политические дебаты, тогда как дело не продвигается. В такой ситуации есть риск того, что кризис проблемных стран выйдет из-под контроля ЕЦБ, что приведет к распространению его и на Францию, и на другие крупные экономики еврозоны. Более того, кризис может выйти за пределы зоны евро. «Мы пытаемся принять меры, но мы осознаем, что выход из-под контроля все же может случиться», – предупреждают французские экономические аналитики. Вместе с тем, есть надежда на то, что ЕЦБ сможет контролировать процесс, оказывая психологическое давление на правительства с тем, чтобы они самостоятельно решали назревшие экономические проблемы. Во Франции надеются, что Европейский центробанк не ошибается в расчетах.

Три заветные буквы

Вместе с тем, как сообщило 21 ноября агентство Moody’s, для Франции существует угроза изменения суверенного кредитного рейтинга с нынешних ААА вниз. Экономика Франции – вторая после Германии на европейском континенте. Дело в том, что объем государственного долга и низкие перспективы экономического роста привели Францию к тому, что среди шести европейских стран с кредитным рейтингом ААА именно она имеет наихудшие основные показатели для сохранения кредитного статус-кво.

Французы очень озадачены такой ситуацией. Пока положение не слишком тяжелое, как в ряде европейских стран Средиземноморья, но уже через три-шесть месяцев оно может стать серьезным. Если, конечно, Франция не сможет стабилизировать ситуацию.

По мнению аналитиков, снижение рейтинга ослабит Европейский стабфонд. Который, кстати, не является достаточным, чтобы решить кризис: он может оказаться нормальным инструментом для греческого и португальского кризисов, но ни для испанского, ни для итальянского средств в нем не хватит. Существует три возможности – создание мощных совместных гарантий задолженностей государств зоны евро, но тогда придется частично отказаться от проведения суверенной политики; получить мощную поддержку от МВФ; найти поддержку вне зоны евро, что может стоить слишком дорого в политическом контексте. Ранее в прессе проходили сообщения о том, что Китай и Россия готовы предоставить помощь еврозоне. Ответы на все эти вопросы в ЕС обсуждаются, но решений нет.

По мнению Люка Рубана, «Евросоюзу необходимо полноценное федеральное правительство: ведь невозможно защитить евро, если нет единого руководства финансами и экономической политикой». Другие эксперты в области экономики и финансов поддерживают это мнение: «Только в интегрированном управлении бюджетом ЕС лежит выход из кризиса».

Идея федерального канцлера Германии Ангелы Меркель о «Европе с двумя скоростями» парижскому экспертному сообществу кажется не такой уж неприемлемой. Интегрирование налоговой и внешней политики, возможно, не так уж обременительно для успешно развивающихся стран ЕС, хотя и означает частичную потерю суверенитета. «Но это вынужденная мера», – уверены аналитики.

Почему поздно

Евросоюз существует с 1992 года, зона евро – с 1999 года. Высший политический орган ЕС – Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС – с 2009 года вошел в структуру институтов Евросоюза. Мировой кризис, затронувший и еврозону, начался в 2008-м. И только в 2010-2011-м, когда ситуация стала угрожающей, проблема стала решаться. При этом силами президента Франции и канцлера Германии, а не общеевропейскими силами. Почему? Европейская бюрократия в Брюсселе оправдывает бездействие. Как разъяснил «Эксперту Online» высокий чиновник Еврокомиссии, пожелавший остаться неназванным, общеевропейским властям все эти годы не хватает полномочий. «Европейский совет может действовать только в тех областях, на которые имеет мандат от участников ЕС. На выдвижение инициатив прав он не имеет. До сих пор страны-участники не соглашались никому уступать суверенное право управления евро. И Европейский ЦБ не имел права проводить операции внутри зоны евро, – рассказал он. – Но вот теперь самые крупные экономики ЕС – Германия и Франция – вместе с главой Европейского совета Херманом ван Ромпеем пытаются создать единое правительство. Ромпей получает инструменты для управления валютой и мандат координатора зоны евро».

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?