Эксперт: Хуже Швеции только Испания

В Швеции самый высокий уровень безработицы среди мигрантов. Детей нелегалов ждут голодные рождественские каникулы. «И это стало большой-большой проблемой», – говорится в новом исследовании профессора социологии Стокгольмского университета и Научно-исследовательского института будущего (Institutet for framtidsstudier) Ризарда Залкина.

По сообщению Шведского телевидения (SVT Nyheter), «детей беженцев-нелегалов ждут голодные Рождественские каникулы, поскольку школы и детсады закрыты. Нелегалам вообще часто отказывают в социальной помощи из-за отсутствия необходимых документов». Организация «Спасите детей» (Radda Barnen) каждый год собирает сведения о нуждающихся детях в Швеции и требует, чтобы правительство обязало муниципалитеты оказывать детям нелегалов социальную помощь, даже если их родители скрываются от полиции из-за отсутствия права пребывать в стране.

Для шведского общества слова «милосердие», «социальная защита» – уже много десятилетий не пустой звук, а тяжелая и эффективная работа. Поэтому нулевые годы наступившего века стали неким шоком, особенно для старшего поколения. Основная причина – не в тяжелом мировом экономическом кризисе, а в наплыве мигрантов. Вследствие этого стал постепенно рушиться миф о «сказочном королевстве», начали меняться моральные устои внутри общества, постепенно разрушается уникальная система социальной защиты населения.

Даже те, кто получил законный вид на жительство, чаще всего не могут достойно обустроить свою жизнь, получить  работу и полностью интегрироваться в шведское общество с его культурными, экономическими и бытовыми традициями. Нередко в СМИ проскальзывают сообщения, что тысячи людей, получивших официальное убежище в Швеции, продолжают ютиться в переполненных общежитиях, предоставленных Государственной миграционной службой. По закону беженцев должны распределять по муниципалитетам, а те, в свою очередь, обязаны обеспечить их постоянным жильем. Но у местных властей острая нехватка денежных средств для осуществления подобных планов, о чем было своевременно доложено министру интеграции и гендерного равенства Эрику Улленхагу. На местные органы власти ложатся и другие проблемы – обучение шведскому языку, профессиональным навыкам с учетом интересов прибывших на постоянное место жительства людей, забота о детях, помощь в получении достойного образования и т.д.

В кемпинге как в центре Стокгольма

Закон не действует, и люди находятся в ужасных условиях. В довершение к этому журналисты Шведского радио доказали, что работники миграционной службы оплачивали проживание беженцев из расчета 21 тыс. крон (3,2 тыс. долларов) в месяц за комнату в кемпинге площадью 15 кв. м без кухни и туалета. За эти деньги можно снять двухкомнатную квартиру со всеми удобствами в центре Стокгольма. Свою ошибку работники службы признали. Но Радио Швеции подчеркивает, что мигранты проживают здесь больше десяти лет. И неизвестно, сколько денег налогоплательщиков перешло в «нечистые» руки.

И еще красноречивый факт. В связи с тем, что сотрудники миграционной службы не справляются с проблемой расселения людей, появилось предложение содержать некоторых из беженцев в тюрьмах. Это касается «буйных» и дошедших до отчаяния. Пребывание за колючей проволокой будет зависеть от времени рассмотрения заявления о предоставлении убежища в стране. Такое решение вызвало бурю негодования среди правозащитников и мигрантов. Для большинства остается загадкой, что именно подразумевается под термином «буйный беженец».

Но нашлись и сторонники этого радикального решения. Власти Гетеборга поддержали идею и готовы предоставить специальное отделение на территории тюрьмы Скугуме. При этом сотрудники миграционной службы признают, что не могут гарантировать полную безопасность беженцам от заключенных.

На уровне Испании

И все эти перипетии связаны с тем, что ежедневно в миграционную службу Швеции обращаются в среднем 1100 человек, желающих получить статус беженца. В 2012 году в общей сложности обратилось 30 тыс. человек, что на 48% больше, чем в 2011 году.

В опубликованном в шведской газете Aftonbladet исследовании профессор Ризард Залкин подчеркивает: «Социальная интеграция в Швеции "работает" плохо среди тех, кто приехал в страну даже более десяти лет назад, не говоря уже о новых мигрантах. Среди мужчин безработица составляет 23%, среди женщин – 27%. Новоиспеченным же мигрантам получить работу в Швеции практически невозможно».

Профессор сравнил состояние рынка труда в Швеции с 15 другими европейскими государствами, в том числе с Великобританией, Германией, Италией, Францией, Норвегией, Данией. Выяснилось, что только в Испании безработица среди мужчин-мигрантов выше, а среди женщин примерно такая же. Причем все данные берутся из официальной статистики европейских стран за последние десять лет. Официальный уровень безработицы в Швеции в ноябре 2012 года, по данным статуправления королевства Statistics Sweden, был 7,5%.

Даже если мигранты получили законное образование в Швеции или вступили в брак с гражданином Швеции, им все равно проблематично ассимилироваться и быстро найти подходящую работу. Ризард Залкин намеренно отказался комментировать, по каким именно причинам.

По мнению профессора, в стране можно наблюдать достаточно  сложную комбинацию. Во-первых, Швеция принимает по своим меркам довольно большое количество беженцев. Во-вторых, многие из них в состоянии справиться только с низкоквалифицированной работой. Но рынок труда уже переполнен и в этом сегменте.

То, что в Швеции возникла такая проблема, объяснить можно, в частности, следующим. В странах, откуда прибывают мигранты, слишком гибкий, подчас «теневой» рынок труда. Сомнительным с юридической точки зрения является и «происхождение» заработной платы в этих регионах. К тому же образовательный уровень приезжающих совершенно не соответствует тем стандартам, которые приняты в Западной Европе. В Швеции все функционирует по-другому, в непривычном для многих мигрантов «формате».

Тем не менее профессор Залкин не считает обрисованную им картину с безработицей настолько уж мрачной. На его взгляд, есть и позитивные тенденции. Ситуация развивается таким образом, что через десять лет уровень безработицы значительно снизится – до 11% как для мужчин, так и для женщин. По сравнению с другими европейскими странами, это будет довольно приемлемый уровень, но это касается только тех мигрантов, которые уже проживают в Швеции. Этот оптимизм основывается на процессах, происходящих в настоящий момент в этих социальных группах. «Постепенно, через длительное время они смогут интегрироваться в шведское общество, трудности начнут исчезать. Но вопрос с новыми мигрантами остается открытым. Что будет с ними через пять лет, пока непонятно», – утверждает профессор.

Жаркие дискуссии

В обществе не прекращаются горячие споры на тему миграции.

Согласно данным министра интеграции и гендерного равенства Эрика Улленхага, чтобы суметь в Швеции самостоятельно содержать себя, необходимо прожить в среднем семь лет для мужчин и десять лет для женщин. Цифры взяты министром из специально проведенного многолетнего исследования, которое было завершено в 2011 году. За основу взяты сведения, которые приходили из муниципальных учреждений, непосредственно работающих с беженцами и их родственниками.

Но журналисты Радио Швеции считают, что все эти сроки на самом деле гораздо длиннее. И причина в том, что уровень образования беженцев, прибывших за последние несколько лет, гораздо ниже, чем раньше.

Данные SCB (Статистического управления Швеции) рисуют иную картину. По мнению SCB, процесс социальной интеграции идет совершенно в другом темпе. В статистических отчетах за 2010 год говорится, что половина мигрантов-мужчин получила достойную работу через пять лет, половина женщин – через 11 лет.

Национальная контрольно-ревизионная служба (Riksrevisionen), которая раньше придерживалась довольно негативного мнения и утверждала, что большинство проблем, тормозящих развитие общества, как раз-таки связаны с наплывом беженцев на рынке труда, в декабре выступила с докладом о правомерности реформы, начатой правительством в декабре 2010 года. Правда, прошло два года, но никто так и не понял, как действовать согласно этой реформе.

Маниловщина

«Надо учитывать, что проблема выглядит по-разному в разных регионах страны», – констатирует Эмиль Плиш, руководитель аудиторского управления национальной контрольно-ревизионной службы.

Да, это надо учитывать. Но как? Честно говоря, сама реформа выглядит какой-то маниловщиной. Ее официальное название «Реформа устройства» (Etableringsreformen). Она предполагает большую ответственность местных органов власти, которые теперь отвечают за трудоустройство, обучение, заботу о детях мигрантов, в случае необходимости должны оказывать материальную помощь. Короче, «накормить, напоить и спать уложить». Не обошлось и без волшебных слов – «план» и «лоцман». Чтобы мигрант почувствовал в Швеции себя Иваном-царевичем, некий «лоцман» из муниципалитета в содружестве со службой занятости должен помочь ему составить «план», как выжить. И этот план является заветной бумажкой – если планируешь жилье, то получишь; если хочешь стать полицейским – станешь; если хочешь, чтобы у детей была гувернантка, – будет. Главное, чтобы «лоцман» помог учесть все профессиональные, интеллектуальные, ну и бытовые пожелания мигранта. И вот чудеса демократии – мигрант сам должен выбрать «лоцмана». Причем это необязательно будет человек. Возможно, и организация, компания. При этом следует помнить, что человек прибыл в чужую страну и не знает не только, где находятся все эти замечательные учреждения, но и языка, на котором говорят все эти люди. Их тоже очень жалко. Они уже даже не денег просят, а просят о том, чтобы их научили работать с этим контингентом. Ведь у них нет никакого опыта. Правда, просьба о помощи с обучением уже дошла до ЕС.

Но вот профессор Залкин считает стабилизационную реформу приемлемой и разумной – по крайней мере, теоретически: «Вызывает симпатию факт, что главной задачей является создание рабочих мест для мигрантов. Уверен, что позже все увидят, как это начнет эффективно действовать. И вся реформа будет заново оценена».

Но это будет позже.  А сейчас с жесткой критикой выступило Государственное казначейство (Statskontoret), которое по поручению правительства рассмотрело проблему и представило свои выводы в докладе «Обустройство мигрантов. Мониторинг реализации реформы муниципалитетами». Государственное казначейство отмечает, что до сих пор, спустя длительное время, прибывшие на постоянное место жительства люди имеют в наличии только мифический «план». Действия муниципалитетов и службы занятости не согласуются в принципе с их представлениями о жизни. Мигранты даже на первых порах не получают необходимую социальную и экономическую помощь, чтобы затем самостоятельно обеспечивать себя и обустраивать свою жизнь.

Государственное казначейство констатировало, что потребуется слишком много времени, прежде чем мигранты смогут получить реальную помощь от государства, что усилия государства совершенно не адаптированы к нуждам конкретных групп. Пока что правительственная реформа по оказанию помощи беженцам не принесла результатов. Мигранты остаются сложной проблемой для Швеции.

Теперь понятно, почему так обрадовало шведского министра по вопросам миграцииТобиаса Бильстрема решение комиссии Европарламента о возможности введения визового режима для жителей западной части Балканского полуострова. 20% из всех ходатайствующих об убежище в Швеции прибывают из этого региона. И только 2% из них получают вид на жительство. Вывод напрашивается сам собой – невозможно решить проблемы целых регионов за счет небольшого благополучного королевства.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?